Если уж я Кристофера Нолана обвинил в симпатии к фашистской эстетике, то в чём же мне обвинить авторов «Судьи Дредда»? Будущее Дредда и 17 лет назад, и сейчас является воплощением тоталитарного государства, где сталинские тройки усовершенствовались до одиноких судей, которые арестовывают, обвиняют, приговаривают и приводят приговор в исполнение прямо на месте преступления. Куда там Ежову и Берии? И главным героем истории нам предлагают считать одного из таких судей – наиболее безжалостного, бездушного и непоколебимого – Дредда. Идеальный полицейский, не снимающий шлем и не берущий взятки. Однако у этой беспрецедентно суровой судебной системы есть один изъян – преступность, достигшая невероятных размеров и возможностей. А это, в свою очередь, заставляет задуматься об эффективности подобного рода полицейского государства. В самом деле, если наказание за преступление возрастает, значит, возрастают и риски преступного бизнеса, наркотики становятся дороже, прибыли наркоторговцев выше, грабители жаднее, а конверты толще. И всё по новой. Но это я могу задуматься об эффективности судебной системы такого будущего. Дредд не задумывается, он выполняет обязанности.
Собственно, фильм – это один рабочий день Дредда. Он много стреляет, выслеживает, принимает решения и выносит приговоры. Дредд крут во всех отношениях, но при этом не боится отступить, если считает вероятность победы в схватке низкой. Поставлены сцены его перестрелок с бандами отменно. Правда, преступники все, как один, тупые и валятся пачками к ногам судьи, но валятся эстетично. Верхом совершенства, конечно, становится расстрел жилого блока из трёх пулемётов системы «Гатлинга». Валятся тут не преступники, а мирные жители, но тоже красиво. Кстати, о красоте – наиболее ярко она проявляется в сценах, когда кто-то закидывается рапидом («Slo-Mo» в оригинале). Время замирает, камера переходит в макрорежим, а воздух наполняется капельками, пылинками и кристалликами. Это всё сверкает и позванивает, искрится и переливается на свету. Однозначно – победа 3D в отдельно взятом фрагменте фильма, и неплохая реклама нового наркотика. Лина Хиди, сыгравшая самого яркого персонажа фильма – «Ма-му» - принимает рапид два раза за фильм, и оператору разрешают ему на радость, и нам на удовольствие, долго играться с ракурсами и крупными планами этой невероятно красивой женщины. Также очень эффектно поставлены сцены разрывания пулями человеческой плоти, раскалывания черепов о бетон и прочие кровавые моменты. По сценарию, Ма-ма является любительницей насилия, и когда она ласково обнимает своего хакера, поглаживая ножиком по его сексуально ненакачанному животу, в это охотно верится. Но, кажется, режиссёр тоже не прочь полюбоваться болью и страданиями.
Вернёмся, однако, к нашему барану. После первой вводной погони Дредду представляют Кассандру Андерсон – молодую судью, не прошедшую тесты, с плохими оценками, молодую и хрупкую, но с мутацией – благодаря радиации, она может читать мысли. Дредду нужно провести аттестацию курсанта, и он везёт её с собой на тройное убийство. Когда сюжет выходит на боевиковые рельсы, выясняется, что Кассандра забывает надеть шлем, боится стрелять в человека, теряет табельное оружие и слишком много думает. В общем – из рук вон плохая судья. И в самом финале фильма, когда жизнерадостный Дредд гордо объявляет Кассандре, что она прошла аттестацию, и достойна называться судьёй – высшая возможная похвала из его уст – девушка тактично говорит, что это «не для неё» и отдаёт свой жетон напарнику. Вот тут у Дредда в голове возникает короткое замыкание, и пока он переваривает эту мысль, Кассандра, не оглядываясь, покидает и Дредда, и полицию, и фильм, озарённая солнечным светом. Я не знаю, насколько эта сцена будет доступной для мозга юного зрителя. Она кардинально переворачивает всю картину. В эту минуту понимаешь, что не Дредд был протагонистом, а именно Кассандра. Не он был моральным авторитетом и критерием оценки, а она. Дредд заявил, что он есть благо, потому что он – порядок, а Ма-ма – зло, поскольку она есть хаос. Кассандра же не видит различий, и говорит им обоим «А не пошли бы вы все на хер!». Возможно, её способность читать мысли людей – преступников и жертв – дала ей возможность стать над битвой, стать настоящим человеком. Возможно, она просто от природы способна анализировать и сопереживать. Так или иначе, именно Кассандра, являясь главным источником морали, точкой отсчёта всего фильма, делает «Судью Дредда» более глубоким и интересным, чем это могло бы показаться при просмотре трейлера.
P. S. Авторы многочисленных антиутопий, большинство из них, сыплются на простом вопросе: «А как там с едой?». У создателей Мега-сити на этот вопрос тоже не будет ответа. За стенами Мега-сити радиация, в городе живут миллиарды людей, но откуда колбаса в продуктовых корзинках статистов фильма – неизвестно.
0 коммент.:
Отправить комментарий