11 декабря 2012

Киноклуб Cineast в Bar 34. "Зимнее утро" реж. Николай Лебедев




Картина «Зимнее утро», снятая в 1966 году на Ленфильме режиссером Николаем Лебедевым и сценаристом Сократом Кара-Дэмур, создана по мотивам повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония».

Проникновенная история о потерянном детстве, главные роли в которой исполнили Таня Солдатенкова (Катя), Костя Корнаков (Сережа / Митя) и актер московского театра им. Е. Б. Вахтангова Николай Тимофеев (капитан Воронов), была отмечена Золотым призом «За лучший детский фильм» VI Московского международного кинофестиваля (1969г.), а также специальным призом «За самый добрый фильм» II международного кинофестиваля детских фильмов, проходившего в рамках Московского кинофестиваля того же года.

Попутно заметим, что это далеко не единственное воплощение образа девочки-блокадницы в советском искусстве. Первый художественный фильм о ленинградской блокаде, снятый в 1944 году, так и назывался «Жила-была девочка» (Союздетфильм, режиссер В. Эйсымонт, сценарий Ч. Клемента и В. Недоброво).

Возвращаясь к «Зимнему утру» и касаясь его жанровой специфики, следует учесть, что, как ясно из наград, полученных фильмом, к моменту появления на экранах его относили к работам, ориентированным на детскую аудиторию. Режиссер Николай Иванович Лебедев (1897-1989) много и плодотворно работал в этой направленности и до «Зимнего утра» и после него, вспомним хотя бы его известную ленту о проблемах подростков «В моей смерти прошу винить Лену К.» (1979), отмеченную Гран-при на кинофестивалях в Хихоне (Испания) и Ташкенте (Узбекская ССР) в 1980 году.

Однако сегодня, несмотря на то, что сказочное ощущение мира, вне всякого сомнения, присутствующее в этой истории, сближая ее повествование с лучшим в подобном роде у Андерсена и Уайльда, фильм этот следует воспринимать в первую очередь через призму документального свидетельства непосредственного участника описываемых исторических событий. Автор его литературной основы, Тамара Сергеевна Цинберг (1908-1977), будучи, во-первых, дочерью публициста, историка литературы, а во-вторых, сама по профессии художником-графиком, к тому же супругой поэта (это, в-третьих), постоянно соприкасалась с миром книги, но ее писательскому таланту суждено было раскрыться в тяжелых, казалось бы, мало пригодных для этого обстоятельствах блокады ее родного города Ленинграда.

Свои первые «сказки» она сложила в бомбоубежище, а ее единственным адресатом на тот момент был сын Эрнст. Так, рассказывая сыну выдуманные истории, она замечала и фиксировала в памяти характерные мотивы окружающей действительности, отдельные эпизоды, портреты блокадников.
В конечном итоге приобретенный опыт вылился в киносценарий (!), но по совету известного ленинградского писателя и киносценариста Юрия Павловича Германа (отца кинорежиссера Алексея Германа-младшего), Цинберг опубликовала его в 1964 году в виде повести в Государственном издательстве детской литературы. Текст «Седьмой симфонии» предваряло посвящение памяти любимого отца – Сергея Лазаревича Цинберга, репрессированного в 1938 году.

Викентий Пухарев
18 декабря, 19-30 Харьков, Bar 34, Вход свободный 

(м. Исторический музей / Советская, ул. Пушкинcкая 22, подвал Cinema-кафе)

Встречи: Facebook или Вконтакте 

0 коммент.:

Отправить комментарий