Картина «Зимнее утро», снятая в 1966 году на Ленфильме режиссером
Николаем Лебедевым и сценаристом Сократом Кара-Дэмур, создана по мотивам
повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония».
Проникновенная история о потерянном детстве, главные роли в которой
исполнили Таня Солдатенкова (Катя), Костя Корнаков (Сережа / Митя) и актер
московского театра им. Е. Б. Вахтангова Николай Тимофеев (капитан Воронов),
была отмечена Золотым призом «За лучший детский фильм» VI Московского международного кинофестиваля (1969г.), а также
специальным призом «За самый добрый фильм» II международного кинофестиваля детских фильмов,
проходившего в рамках Московского кинофестиваля того же года.
Попутно заметим, что это далеко не единственное воплощение образа
девочки-блокадницы в советском искусстве. Первый художественный фильм о
ленинградской блокаде, снятый в 1944 году, так и назывался «Жила-была девочка»
(Союздетфильм, режиссер В. Эйсымонт, сценарий Ч. Клемента и В. Недоброво).
Возвращаясь к «Зимнему утру» и касаясь его жанровой специфики, следует
учесть, что, как ясно из наград, полученных фильмом, к моменту появления на
экранах его относили к работам, ориентированным на детскую аудиторию. Режиссер
Николай Иванович Лебедев (1897-1989) много и плодотворно работал в этой
направленности и до «Зимнего утра» и после него, вспомним хотя бы его известную
ленту о проблемах подростков «В моей смерти прошу винить Лену К.» (1979),
отмеченную Гран-при на кинофестивалях в Хихоне (Испания) и Ташкенте (Узбекская
ССР) в 1980 году.
Однако сегодня, несмотря на то, что сказочное ощущение мира, вне
всякого сомнения, присутствующее в этой истории, сближая ее повествование с
лучшим в подобном роде у Андерсена и Уайльда, фильм этот следует воспринимать в
первую очередь через призму документального свидетельства непосредственного
участника описываемых исторических событий. Автор его литературной основы,
Тамара Сергеевна Цинберг (1908-1977), будучи, во-первых, дочерью публициста,
историка литературы, а во-вторых, сама по профессии художником-графиком, к тому
же супругой поэта (это, в-третьих), постоянно соприкасалась с миром книги, но
ее писательскому таланту суждено было раскрыться в тяжелых, казалось бы, мало
пригодных для этого обстоятельствах блокады ее родного города Ленинграда.
Свои первые «сказки» она сложила в бомбоубежище, а ее единственным
адресатом на тот момент был сын Эрнст. Так, рассказывая сыну выдуманные
истории, она замечала и фиксировала в памяти характерные мотивы окружающей
действительности, отдельные эпизоды, портреты блокадников.
В конечном итоге приобретенный опыт вылился в киносценарий (!), но по
совету известного ленинградского писателя и киносценариста Юрия Павловича
Германа (отца кинорежиссера Алексея Германа-младшего), Цинберг опубликовала его
в 1964 году в виде повести в Государственном издательстве детской литературы.
Текст «Седьмой симфонии» предваряло посвящение памяти любимого отца – Сергея
Лазаревича Цинберга, репрессированного в 1938 году.
Викентий Пухарев
18 декабря, 19-30 Харьков, Bar 34, Вход свободный
(м. Исторический музей / Советская, ул. Пушкинcкая 22, подвал Cinema-кафе)
0 коммент.:
Отправить комментарий