Прошло уже двадцать пять лет с момента выхода картины «Осенний марафон» на экран, а критики до сих пор неустанно говорят о безупречном сочетании работы сценариста, режиссера и актеров. Но зрителей такие нюансы не волнуют — их больше захватывает грустная история-притча, в которой крупным планом показаны все страхи и терзания доброй половины пар страны. Не случайно картину окрестили первым советским фильмом мужских ужасов.
«Жаль, получилась бы отличная картина»
Могло случиться, что зрители так бы и не увидели «Осенний марафон». По крайней мере в том варианте, в котором он существует теперь. Драматург Александр Володин, придумавший историю под названием «Горестная жизнь плута», долгое время не мог найти режиссера, который бы согласился снять по ней фильм. В конце концов он обратился к Георгию Данелии, который в то время был руководителем отделения комедийных фильмов.
Георгий Данелия, режиссер:
— Я прочитал сценарий. Он мне понравился, и я предложил его двум молодым режиссерам — Юре Кушнереву и Валерию Харченко. Володин был против, он считал, что молодые ребята такую серьезную тему не поднимут. После этого я переговорил с одним известным режиссером (Павлом Арсёновым - синист), который к тому времени уже поставил несколько интересных фильмов. Вроде бы договорились. Тем не менее через какое-то время Володин пришел забирать сценарий из нашего объединения. Он был чем-то очень расстроен, заявил, что с кино больше иметь дела не желает. Как выяснилось, он случайно встретился с этим режиссером и понял, что фильм тот снимать не собирается. Саша так обиделся, что собрался сделать из сценария пьесу. «Жаль, — искренне сказал я. — Сценарий-то хороший. Могла получиться отличная картина». — «А почему тогда сам не снимешь?» Я подумал: действительно, почему? И решился. Правда, в тексте пришлось многое изменить. Работа продолжалась даже во время съемок, которые не пропускал и сам Володин.
Бузыкин Андрей Павлович, кто вы?
После выхода картины «Осенний марафон» историю главного героя «примеряли» на себя многие знакомые режиссера, не говоря уже о тысячах таких же «Бузыкиных», которые, несомненно, существовали двадцать пять лет назад, есть и сейчас, да, пожалуй, не исчезнут и в будущем. На последнем «Кинотавре» композитор Андрей Петров, написавший музыку к фильму, во всеуслышанье полюбопытствовал у Данелии, отчего же инициалы Бузыкина совпадают с его инициалами, а супруга героя носит то же имя, что и его жена. Данелия деликатно отшутился. Впрочем, не в первый раз. Сразу же после премьеры фильма к режиссеру частенько подходил кто-нибудь из приятелей и, немного смущаясь, говорил: «Ты знаешь, старик, а ведь Бузыкин — это я. Только ты никому, ладно?»
Г. Данелия:
— Уже когда снимали фильм, я узнал, что Володин написал сценарий про свою жизненную ситуацию — ему пришлось испытать то же, что и главному герою. Так случилось, что она совпала с тем, что я сам переживал в тот момент (Георгий Николаевич расстался со своей второй женой, актрисой Любовью Соколовой. — Авт.). Так что в некотором смысле Бузыкин — это я.
Однако, как ни странно, экранный Бузыкин — примерный семьянин Олег Басилашвили — в тот момент не смог понять, что же так терзает героя. Только спустя несколько лет, повстречав Данелию, он многозначительно произнес: «Да, теперь я знаю, о чем мы сняли кино...»
«Извините, вы нам не подходите!»
Как обычно, возникли сложности с поиском актера на главную роль. Череда проб, в которых приняла участие, как когда-то заметил Данелия, «едва ли не вся актерская сборная Советского Союза», затянулась на многие месяцы. Среди «не прошедших» были Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Кандидатура же Олега Басилашвили не рассматривалась и вовсе — слишком самодостаточными казались режиссеру все его герои, один Самохвалов из «Служебного романа» чего стоит. И все-таки, благодаря хитрости ассистентки по актерам Елены Судаковой, Басилашвили сыграл эту роль.
Олег Басилашвили:
— Мне в Ленинград позвонила Лена и спросила: «Вы готовы приехать на пробы? Вас ждут». Я согласился. Через день уже был в Москве, прихожу на «Мосфильм», ищу там Данелию. «Здравствуйте, Георгий Николаевич, — говорю. — А я к вам на пробы». Вижу, режиссер ничего не понимает. Оказывается, он даже не знал, что я приеду, это все Лена подстроила. Она, конечно же, правильно рассчитала, поняла, что добрый человек никогда не посмеет обидеть актера, который попал в такое идиотское положение. Данелия меня послушал и, как ни странно, утвердил на роль.
У самого режиссера несколько другие воспоминания по поводу этого эпизода.
Г. Данелия:
— Приехал Басилашвили. Я, конечно же, решил стоять на своем — ну не Бузыкин он и все тут! Вскоре поехали в центр, и я подвез Олега до Покровских ворот. Распрощались, он вышел из машины, а я по привычке посмотрел в зеркало заднего вида и просто обомлел: Олег совсем другим человеком стал! Кепка у него как-то набок съехала, дорогу перейти не может: дернется вперед — и тут же назад. То, что нужно! Я позвонил Лене: берем Басилашвили без проб. «Я так и знала», — ответила она. Оказывается, Лена сказала Олегу, что я обязательно посмотрю на него, как только он выйдет из машины. В этот момент Басилашвили и сыграл Бузыкина. Так они меня провели.
«Прибыл в Советский Союз. Надолго. Но скоро уезжаю»
Роль датского профессора Хансена, который изводил Бузыкина своим педантизмом в освоении русского языка, сыграл корреспондент журнала «Штерн» Норберт Кухинке.
Юрий Кушнеров, второй режиссер фильма:
— Георгий Николаевич долгое время не мог найти актера на эту роль. И вот я решил предложить своего знакомого журналиста. Данелия сначала на него даже смотреть не хотел. Потом согласился: «Пригласи его к «Мосфильму», поговори о чем-нибудь, а я посмотрю издалека». Я позвонил Норберту, он приехал. Подхожу к машине, а он ни в какую из нее выходить не хочет. И меня зовет, мол, садись — здесь говорить удобнее. Ну, уж не помню, под каким предлогом, но я его все-таки вытащил на улицу. Сразу же подошел Данелия и попросил познакомить его с Норбертом.
Однако выбор выбором, но самое-то главное было получить разрешение снять в советском фильме немецкого журналиста. Письма пришлось писать и в Госкино, и в Министерство иностранных дел, и даже в КГБ. Никто не хотел брать на себя ответственность, поэтому просители очень долго ходили по кругу — от одного чиновника к другому.
Г. Данелия:
— И все-таки нам повезло: нашелся один чиновник из нашего кинематографического ведомства, который надоумил меня: «Зачем ты себе пытку устраиваешь? Вспомни, ты, когда негра в фильме «Совсем пропащий» снимал, у кого-нибудь спрашивал разрешения? А ведь он из Нигерии, капиталистической страны. Если бы спрашивал разрешения, никто бы тебе его снимать не позволил. Так что снимай Кухинке на свой страх и риск». Мы так и сделали. Никто нам после этого даже слова не сказал.
Разлучница
Марина Неелова совершила, пожалуй, своего рода духовную революцию в умах, заставив зрителя не только понять ее героиню, но и проникнуться к ней состраданием и симпатией. И несмотря на то, что в первый месяц съемок актриса никак не могла найти общий язык с режиссером и общалась с Данелией исключительно через Володина, Георгий Николаевич не жалеет, что пригласил на роль Аллы именно Неелову.
Г. Данелия:
— Я увидел Марину случайно, в дипломной картине одного из моих студентов, который, как выяснилось, был ее мужем. С тех пор я мечтал снять ее в своем фильме, но все никак не получалось. Не буду утверждать наверняка, но к моменту съемок «Осеннего марафона» у Марины в жизни, как мне кажется, происходило то, что у Аллы происходит на экране. Поэтому ей хотелось в первой же сцене сразу сыграть всю несчастную судьбу своей героини, показать, как ей тяжело приходится. Я же понимал, что дальше ей на экране делать будет нечего.
Марина Неелова:
— Мы встретились с Данелией на съемочной площадке впервые, и, как всегда у меня, очень сложным оказалось начало работы. Когда я со своей дотошностью приставала к режиссеру насчет деталей, он их категорически отвергал: говорил, что его это не интересует, что для него неважно, как бы поступила я в жизни... Правда, потом мы все-таки нашли общий язык.
— Вы воспринимаете свою героиню как разлучницу?
— Она скорее жертва. Я получала множество писем — сочувственных и скандальных. По содержанию абсолютно четко понимала, кто пишет. Некоторые спрашивали, как мы смели перенести на экран их собственные истории (и это при том, что наш поэтический фильм имеет характер притчи). Другие — напротив, благодарили, что мы отважились сказать о том, о чем раньше все деликатно умалчивали. В этой истории нет виноватых, и, я надеюсь, симпатии зрителей хотя бы отчасти и на стороне Аллы...
«Этот фильм нанес мне душевную травму»
Роль навязчивой «однокашницы» Бузыкина Варвары в фильме исполнила Галина Волчек.
Г. Данелия:
— Мы киношные дети: отец Гали, знаменитый оператор Борис Волчек, и моя мама, второй режиссер, знали друг друга с самого детства. Учась во ВГИКе, я снял Галю и Женю Евстигнеева в одной из своих работ. Это был их дебют в кино. Так что с Волчек у нас с той поры были прекрасные отношения, и я, не задумываясь, предложил сыграть роль Варвары именно ей.
Галина Волчек:
— Когда Данелия меня пригласил в «Осенний марафон», я уже была глубоко травмированная актриса, поскольку к этому моменту мне довелось сыграть в кино столько чудовищ, что иногда я даже стыдилась показываться на улице. Обязательно кто-нибудь да выкрикнет: мол, смотрите, ну в жизни она не такая страшная. Я уже думала, что в кино сниматься не буду — не предлагал никто «настоящих» ролей. Но вот Данелии отказать не смогла, особенно когда узнала, какие актеры будут играть в фильме. И все-таки, когда прочла сценарий, подумала о Варваре: «Боже, какой же монстр!»
Естественно, актрисе хотелось «очеловечить» свою героиню, поэтому Галина Борисовна постоянно спорила с режиссером, пытаясь вложить в уста Варвары хоть какие-нибудь добрые фразы, но Данелия был непреклонен. Возможно, поэтому результат так травмировал Волчек:
— Прихожу я на озвучку. Вроде бы нужно что-то говорить, все меня ждут. А я сижу и рыдаю, как ребенок. Как только посмотрю на экран, так слезы градом катятся. Думаю, ну неужели эта мымра — я? Сама не верила. У меня в то время на носу была большая родинка. Как мне тогда казалось, она просто уродовала и без того противную героиню.
На премьере в Доме кино актриса не появилась, а чуть позже, посмотрев фильм в кинотеатре, решилась на пластическую операцию, которую раньше постоянно откладывала.
«Талисман» Евгений Леонов
«В субботу работаем, в четверг отдыхаем» — с этой нелепой фразы начинается искрометный марш соседа Харитонова по нервам Бузыкина. Евгений Леонов стал для Данелии своеобразным творческим талисманом, поэтому и в «Осеннем марафоне» роль за ним была «закреплена» сразу же. Правда, по первоначальной задумке режиссера Леонов должен был сыграть соседа Аллы (впоследствии эта роль досталась Николаю Крючкову), но потом Данелия передумал и предложил актеру воплотить более выигрышный и колоритный образ трогательного алкоголика.
Г. Данелия:
— Леонов вообще был для меня эталоном настоящего артиста. Эльдар Рязанов как-то рассказывал, что у них с Евгением Павловичем были какие-то конфликты, а у нас с самого начала возникло взаимное доверие. Как только Евгений Павлович предлагал мне что-то новое, я это сразу же принимал, иногда даже не вникая в его задумку, — настолько верил интуиции этого человека.
Зачем Бузыкин бежит в Швецию?
Помните финальные аккорды фильма, когда Бузыкин и профессор Хансен куда-то бегут? Эта сцена долгое время не давала покоя режиссеру, которому с пугающей частотой снился один и тот же сон — будто его вызывают на ковер в Госкино и спрашивают: «А что это ваши герои бегут в сторону Финского залива, они, что в Швецию собрались?» Конечно, в то время могло быть и такое... Однако, по счастью, сон явью не стал. По крайней мере, в измене Родине Бузыкина не обвинили. Однако к чему придраться, все-таки нашли.
Г. Данелия:
— Сдаю картину. И вдруг директор «Мосфильма» говорит мне: «Вот там у вас в финале...» Я испугался, думаю, сейчас про Швецию скажет. Как потом выяснилось, он имел в виду совсем другое: сказал, что финал не прояснен, что надо бы героя как-то наказать, заставить раскаяться... Я, конечно же, вспылил: какое еще нужно наказание герою, когда он и так наказан — продолжает бег по замкнутому кругу, не развязав эту невыносимую для него ситуацию? Естественно, я заявил, что ничего переделывать не буду, хотят — пусть что-то меняют сами, но тогда я сниму свою фамилию из титров. Единственное, на что я согласился — увеличить предфинальный крупный план, где Бузыкин сидит один у себя в квартире. Мне сказали: «Делай — потом посмотрим». Когда я пришел в монтажную, оказалось, что мы этот план вставили целиком — больше просто не отсняли. Естественно, пришлось оставить все, как есть. Но потом все-таки начальство вновь посмотрело картину, и уже после этого мне сказали: «Вот увеличил крупный план — стало гораздо лучше».
«Вы подлец, Георгий Николаевич!»
«Осенний марафон» получил множество престижных наград, в том числе и главный приз кинофестиваля в Сан-Себастьяно «Золотую раковину». Однако зрители не всегда были благосклонны к режиссеру — многим так не нравился «приговор», который вынесли Бузыкину, Нине и Алле, что порой доходило до комичного. Один такой смешной случай произошел как раз в Сан-Себастьяно, где картину вместе с Данелия смотрела переводчица, сопровождавшая группу. Когда стало ясно, что Бузыкин не ушел от жены к Алле, она вдруг со словами: «Вы подлец, Георгий Николаевич!» — выбежала из зала. Только потом недоумевающий режиссер узнал, что она уже три года влюблена в женатого мужчину, и, несмотря на то, что чувства взаимны, он никак не может уйти от жены. С другой стороны, те женщины, которые находились в положении Нины, расстроились, что Бузыкин не вернулся окончательно в семью.
Удивительно, но в прокате картина потерпела полный фиаско — сборы были неприлично малы для такого титулованного фильма.
Г. Данелия:
— Я предвидел, что кассового успеха картина иметь не будет, поэтому отнесся к этому спокойно. Все можно объяснить: Бузыкину по фильму сорок пять лет, а зрители у нас, сами знаете, люди в основном молодые. Они на фильм не пошли, решив, что в этом возрасте герою пора сидеть в валенках на печи, а не между двумя женщинами метаться.
Однако благодаря телевидению «Осенний марафон» посмотрели миллионы. Причем, множество раз и с неизменным интересом.
P. S.
Георгий Данелия о замечательной актрисе Наталье Гундаревой, которая блестяще исполнила в фильме роль жены Бузыкина:
— Мне очень хочется отметить Наталью Гундареву, с которой мне было очень приятно работать. Она изумительная актриса, умеющая удивительно точно найти нужные «краски», чтобы передать все чувства своей героини. Я как-то заглянул в ее сценарий: он весь оказался исписан точными оценками и замечаниями. Тогда я Наташе сказал: если вы сами захотите снять фильм, я вам эту возможность предоставлю в своем объединении, вы — сформировавшийся режиссер.
Марина Забелина,© nashe-kino.ru, опубликовано на RusAct
0 коммент.:
Отправить комментарий