Продолжение. Начало статьи.
Во второй половине века мода на Толстого меняется. В 1956 году на экраны США выходит фильм «Война и мир», поставленный Кингом Видором. Он собрал на площадке незаурядных исполнителей – Одри Хэпбёрн, Генри Фонда, Мэл Феррер. Однако попаданием считается лишь Одри Хэпбёрн – её Наташа Ростова признана классическим воплощением легендарного образа.
Небывалый успех американской картины в советском прокате вынудил руководство страны инициировать отечественную постановку «Войны и мира», снимавшуюся Сергеем Бондарчуком с 1962 по 1967 годы. В советском кино появился настоящий масштабный кинопроект, и «Война и мир» получила премию «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке.
Конец 60-х вообще стал плодотворным в плане экранизаций Толстого. В 1967 году Александр Зархи снимает «Анну Каренину» с Татьяной Самойловой
в главной роли. Явный уклон в сторону от социальной критики в линии
Лёвина к мелодраматической истории любви Анны и Вронского только привлёк
зрителей в кинотеатры. Если первым по посещаемости фильмом-по-книге в
СССР стала «Война и мир», то вторым – «Анна Каренина». В 1968 году выходит картина Владимира Венгерова «Живой труп» по одноимённой пьесе Толстого с Алексеем Баталовым в главной роли.
В 1972 году Толстой покоряет сердца европейского зрителя – в Великобритании «BBC» снимает сериал «Война и мир» с Энтони Хопкинсом в главной роли, а в 1977 продолжает начатое сериалом «Анна Каренина». В 1978 году Бондарчук вновь обращается к Толстому – на этот раз он играет отца Сергия в одноимённом фильме Игоря Таланкина.
В 1984 году учитель Бондарчука Сергей Герасимов берётся за биографию писателя и снимает двухсерийный фильм «Лев Толстой».
Неоднозначность, двойственность таланта Толстого в официальной
советской мифологии была сформулирована ещё Лениным, и изображение
последних дней жизни великого старца могло столкнуться с непреодолимыми
препятствиями. Герасимов умело их обошёл, оставив яркий и исторически
точный портрет Толстого без углубления в «опасные зоны» его
мировоззрения. А завершил советскую фильмографию Толстого фильм Михаила Швейцера «Крейцерова соната» с Олегом Янковским в роли Позднышева.
В новой российской истории о Толстом вспомнили в 1996 году – Сергей Бодров снимает осовремененного «Кавказского пленника». Возвращение к Толстому поддержали и в США – в 1997 году британский режиссёр Бернард Роуз снимает «Анну Каренину» с Софи Марсо. Роуз вообще неравнодушен к русскому писателю, хотя и волен в трактовках – он выпустил ещё два толстовских фильма «Ivansxtc» 2000 года по мотивам «Смерти Ивана Ильича» и «Крейцерову сонату» в 2008 году.
В 2007 году на экраны нескольких стран вышел паневропейский сериал «Война и мир»,
обошедшийся создателям в 26 млн. долларов и ставший самой дорогой
телепостановкой в истории. Как и ожидалось, эта версия подверглась
нещадной критике за вольную трактовку романа. И в то же время книги
Толстого после показа сериала европейцы сметали с полок.
И, наконец, в 2009 году состоялся премьерный показ многострадального фильма «Анна Каренина» в постановке Сергея Соловьёва. И Анну в исполнении Татьяны Друбич и Каренина в исполнении Олега Янковского критики успели окрестить «чем угодно, только не толстовскими героями», дав картине, в общем, положительную оценку.
Спустя
100 лет после первого опыта экранизации литературного наследния
Толстого можно говорить о том, что Лев Николаевич дал кинематографу
ничуть не меньше материала, чем Стивен Кинг – по Толстому снято 148
картин, а по Кингу – 111, утверждает IMDB. А уж увлечение масштабными
толстовскими проектами в первой половине XX века поспособствовало многим
открытиям в киноискусстве – как техническим, так и творческим. Явно,
что любимыми произведениями киношников оказались романы «Анна Каренина»,
наполненная множеством романтических и мелодраматических сцен, и «Война
и мир» - заполненный материалом для батальных режиссёров и, по словам, Михаила Ромма,
удивительно кинематографический по строению. Заметим, что оба этих
романа Лев Толстой впоследствии считал «пустяшными». В то же время, его
третий роман «Воскресение» получил жизнь на экранах лишь в начале века,
на волне популярности после его издания. В наши дни заняться
«Воскресением» не приходит в голову никому.
Скорее
всего, причина этому в острой социально-критической направленности
романа. Критика общества, которой хватало и в «Войне и мире» и в «Анне
Карениной» практически всегда кинематографистами опускалась –
оправдаться всегда можно было непосильным объёмом материала. С
«Воскресеньем» такого не пройдёт. Впрочем, и те самые первые попытки его
экранизации были, по сути, вырезанными из общего текста иллюстрациями
отношений Нехлюдова и Катюши Масловой. Ожидать, что экранизация и
третьего романа займёт место в ряду мировой киноклассики не стоит. Не те
нынче времена.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий