17 мая 2013

«Ешь, молись, люби» (2010) рецензия / Eat Pray Love

Найди в себе фею

Что это: романтические мемуары.

На что похоже: «Москва слезам не верит», «Into the Wild», «Джули и Джулия».

Зачем смотреть: узнать, какие проблемы у нью-йоркских журналисток 40-50 лет. Если это вам интересно…

Разница между литературой и кино огромна. С одной стороны, в кино автор использует визуальные образы, которые, как известно, человеком воспринимаются намного лучше, чем любые другие. Вторым потоком впечатления становится звук – голоса, шумы и музыка. Всего этого в книге нет. Там только буквы, слова, предложения и наше воображение. С другой стороны, именно сотрудничество с нашим воображением является главным козырем книги перед фильмом. Писатель не ограничен ничем – вообще. Если мы включим наше воображение, то некоторые книги позволят нам создать в нашей голове такую картинку, которую кинематограф не будет способен воссоздать ещё лет сто (если, конечно, просуществует так долго). Мелодия книги может работать с нами, быть интересной пять, десять, двадцать часов. И очень тяжело бывает высидеть три часа перед экраном. Книгу пишет один человек, фильм создают десятки и сотни людей. И так далее. Резюмируя, можно сказать, что фильм по отношению к книге может быть сжатым иллюстративным пересказом основных сюжетных линий. В силу этого, удачные экранизации так редки. А иллюстративные пересказы, оказавшиеся лучше оригинала, можно пересчитать по пальцам.

Вы замечали, кстати, что если вы прочитаете книгу, а потом посмотрите экранизацию, у вас появляется много претензий к режиссёру? А если экранизация окажется в поле вашего зрения раньше книги, то отношение будет обратным. Именно это свойство экранизаций частично объясняет разгромную критику, которой удостоился фильм «Ешь, молись, люби». Книга Элизабет Гилберт, по которой поставлен фильм, лучше всего описывается, как путевые заметки впечатлительной женщины с лёгким налётом экзистенциализма. Разведённая журналистка возраста «ягодка опять» обнаруживает, что жизнь не имеет смысла и едет путешествовать, чтобы это смысл, баланс, гармонию обрести. Проза у Гилберт лёгкая, в меру феминистичная, по выражению одного критика, «она очень старается понравиться». Конечно, книга стала бестселлером. А уж после того, как Опра посвятила ей два своих шоу… Кстати, бестселлером она стала и в России. Возможно, вы её читали?
Я – нет. Именно по вышеописанным причинам. Я могу посмотреть фильм сомнительного качества, потратить на него два часа своего времени. Но я определённо не буду читать неинтересную мне книгу несколько дней. А в том, что она мне будет неинтересна, я уверен. Я предпочёл экранизацию книге. И поэтому, возможно, моя рецензия покажется вам более благосклонной к картине, нежели она того заслуживает.



Даже рассказывая об этом фильме, я употребляю шаблонные и жалкие конструкции, которые не использовал бы в любом другом тексте. Конструкции вроде «нежели она того заслуживает». Сам фильм, наполненный стереотипами и упрощениями до пределов, располагает к этому. Во-первых, тема еды, которую сегодня в кино возвели в фетиш, оказалась поданной очень красиво и вместе с тем, очень стандартно. Паста с листиком базилика, которую поедала в Риме Лиз (в исполнении Джулии Робертс), остаётся пастой – макаронами с кетчупом. Но все мы знаем, как умеют изобразить банальные блюда в глянцевых журналах – как изысканный деликатес для избранных. Итальянцы любят поесть и жестикулируют, индийцы бедны и всё время молятся, бразильцы горячи и сентиментальны. Итальянская критика очень обидчиво отнеслась к изображению своих соотечественников, и даже слегка удивилась неполному набору стереотипов: «А где мандолина?».

Лиз все любят и норовят открыть перед ней душу. Причём, примерно понимая, к какому типу людей относится Элизабет Гилберт, я представляю количество наездов за «плохое обслуживание», которые она устроила во время своего просветлённого путешествия. За Лиз в разное время увиваются два юных парня и два обаятельных мужчины, её учат два мудреца и один парикмахер. За два часа мы успеваем познакомиться с четырьмя её «лучшими подругами», одну из которых она учит радоваться жизни, другую выдаёт замуж, а третьей покупает дом. В итоге, Лиз предстаёт перед нами, как волшебная, бесконечно добрая и щедрая фея, у которой кризис самоидентификации. Что, впрочем, не мешает ей быть доброй и щедрой. Дополнив это необъяснимой страстью к восточной псевдофилософии, получим классический образ духовно богатой девы. Только тёплого клетчатого пледа не хватает.


Конечно, все духовные поиски духовно богатых дев сводятся к поиску милого (и мужественного одновременно) рыцаря, готового на безумства и способного ждать в предбаннике, пока барыня соизволят принять их восхищения. Лиз находит рыцаря в образе бразильца Филипа (в которого переквалифицировался испанец Хавьер Бардем). Конечно, они пройдут все тернии и сомнения и будут вместе. Это могло бы быть спойлером, если бы не идиот, додумавшийся поместить объятия Робертс и Бардема прямо на постер. Поскольку «Ешь, молись, люби» - не ромком, я надеялся на другой, более философский конец. Но я не могу ставить это в вину авторам. В конце концов, так заканчивается и великолепный фильм «Москва слезам не верит», и похоже, именно такой конец нужен загрустившим 40-с-чем-то-летним зрительницам. Если это подлечит их душевные раны, я готов простить наплеваетельское на протяжении всего фильма отношение к реальности.

Да и вообще терапевтический эффект, кажется, стал главным в картине. Пытаясь отключить в своём сознании плывущую из экрана мантру «я самая обаятельная и привлекательная», я искал в фильме зачатки какой-нибудь «мудрости жизни», которую могла открыть в своих исканиях Элизабет Гилберт. И я их нашёл – в образе техасского философа, которого играл Ричард Дженкинс. Пожалуй, это был наиболее интересный и живой персонаж во всём этом благостном произведении.


Вердикт: самоутешительная история для женщин, которые хоть раз задумались о возрасте. Мужчинам сидеть в кинотеатре будет несколько комфортнее, чем на «Сумерках».
P. S. Ах, да. Музыка замечательная. Дубляж отвратительный, особенно второстепенные роли.

Денис Куклин, Оригинал

0 коммент.:

Отправить комментарий