28 мая 2013

«Механик» (2011) рецензия

Что это: хитмэнплотейшн.

На что похоже: «Механик» (1972), «Перевозчик», «Хитмэн».

Зачем смотреть: чтобы прийти домой, поставить диск с «Леоном» и поскорее забыть этот мрак.

Мне кажется, фильмы о наёмных убийцах давно уже нужно вывести в отдельный жанр, как когда-то вывели из детектива в отдельный жанр нуар. Потому что все составляющие самостоятельного жанра есть – сюжетные шаблоны, набор персонажей, очень чёткий типаж главного героя и даже отдельные кадры, просто обязанные быть в каждом фильме о наёмном убийце. Конечно же, «Леон» не попадает в эту категорию по причине своей художественной ценности, а всё остальное – чистый хтимэнплотейшн. В том числе и «Механик».

И чтобы ещё оттянуть момент, когда придётся писать о фильме, подниму ещё одну доставшую меня и, думаю, многих, тему. Это я о вот этих таинственных, всезнающих и всесильных «Корпорациях убийств». Обязательно в хитмэнплотейшене наёмному убийце спускают «сверху» задания – убить наркобарона, прокурора-взяточника, зарвавшегося миллионера, безумного генерала. В «Механике» ещё и извращенца-проповедника добавили. И как-то получается, что нашему герою киллеру приходится убивать дегенератов и врагов человечества. Конечно, это заставляет нас симпатизировать такому благородному убийце-санитару. Но мне всегда казалось, что дегенераты и враги человечества как раз и должны заведовать такими корпорациями, и почему бы им не заказать киллеру какую-нибудь сестру милосердия, спасшую жизнь негодяю-конкуренту, или общественного активиста, который мешает вырубать лес и прокладывать дорогу, или журналиста, который раскопал грязные дела прокурора-взяточника? Почему плохие парни заказывают плохих парней? И, может, полиции не стоит им мешать, пусть друг друга изничтожают?

И вообще – откуда они берутся, эти корпорации? Какой-нибудь боевой отряд в ОПГ, занимающейся классическими наркоторговлей, проституцией, подпольными играми – это я понимаю. Но прямо целая корпорация с небоскрёбами, валящая всех налево и направо за бабло – это, что, серьёзно? Такие существуют? Ну, ок, была одна такая – «Murder Inc.», основанная незабвенными Лански и Багси в 20-х годах, общая для всех кланов, занималась исключительно отстрелом стукачей, перебежчиков в полицию и прочих вставших на путь исправления. Но для такого дела требовался консенсус всех пяти семей, и «механиками» там были всякие отбросы с улицы, надеющиеся таким образом войти в семью, хотя их самих чаще всего после одного задания и убивали. И чтобы «заказать» в корпорации главу клана или человека со стороны – такое и в голову никому не могло прийти. Когда за Милой Йовович гонятся сотни зомбей, я могу принять это как сюжетообразующую фантазию автора, но в «Механике»  же мне впаривают типа реализм. В общем, смотрите хорошее гангстерское кино.

Теперь же, чтобы ещё немного оттянуть момент начала обсуждения фильма, поговорим о Джейсоне «Нашем Всё» Стэтхэме. Когда Серый Лев наделял его таким эпитетом, он имел в виду неистребимую никаким бездарным режиссёром харизму англичанина, так необходимую герою боевика. Вытащив его практически с улицы, для своего «Карты, деньги и два ствола» Гай Ричи подарил парню самую яркую и запоминающуюся роль в его карьере – Турецкого в «Snatch». Казалось бы, криминальная комедия нашла своего героя, подлинного, непосредственного, ироничного. Но Стэтхэм появился в Голливуде, побывал на паре вечеринок, закадрил модель и покатился по наклонной. Нет, гонорары его как раз наоборот – поползли в гору, но надежда на актёра тает с каждым новым фильмом. Многие герои боевиков, начинав в говне, вроде каких-то там «жеребцов» или «Конанов» или австралийских триллеров потом «выходили в люди» - играли в серьёзных драмах, снимали выдающиеся фильмы и даже становились губернаторами. Один Клинт Иствуд чего стоит? И что теперь мы должны ожидать от Стэтхэма? Ни одной удачной работы за десять лет, ни одного повода восхититься или удивиться, похвалить не за что. С другой стороны, а оно ему надо? Человек нашёл свою нишу, строит каменное лицо и получает миллионы – не всем же денирами быть? Посему ставлю на фотографии Стэтхэма большой и жирный крест – как актёр он нас больше не интересует.

И, кажется, пришло время чуть-чуть сказать о всём том великолепии, которое вызвало у меня столь богатые словесные излияния. «Механик» считается римейком одноимённого фильма 1972 года с Чарльзом Бронсоном, хотя к его сюжету имеет опосредованное отношение – слишком многое там изменено. «Механика» можно назвать римейком всех хитмэнплотейшн-фильмов. Живёт в комфортабельном домике на берегу реки милый киллер, слушает фортепианные концерты на пластинках, иногда встречается с непосредственным начальником Гарри, чтобы получить деньги за выполнение прошлого задания и детали нового. Убивает, как водится, негодяев. Причём в одной из сцен киллер объясняет, что убил он торговца оружием, который продаёт его направо и налево, всяким босякам с улицы и даже – внимание! – террористам. Я бы за такие реплики, будучи даже восьмиклассником, краснел бы и заикался от смущения. Дальше – больше. В часы досуга, когда все пластинки переслушаны, киллер наведывается в местный бар, где снимает одну и ту же красотку. Никакого отношения к сюжету или к раскрытию характера героя эта любовная линия не имеет. Более того, если вырезать три сцены с девушкой, фильм ничего не потеряет, даже наоборот – к радости зрителей, станет короче. Тут была замешана продюсерская подруга, не иначе. В фильме есть и старый лодочник, который говорит киллеру невнятные философские сентенции про сердце и мечту. Ни сердца, ни мечты в фильме не появляется. Сценарий в целом слаб настолько, насколько это возможно. Фильм обрезан по бесстыдные 92 минуты – меньше некуда. Даже продолжительные сцены мордобоя не в силах вытянуть фильм хотя бы на 1:40 - 1:50.

Собственно, о мордобое – во всём фильме единственная изображаемая Стэтхэмом эмоция уместна именно в рукоприкладстве. Тут уже забываешь и о слабости сценария, и о пошлой вероломности киллерова начальства – слишком уж самозабвенно молотят врагов Стэтхэм и Бен Фостер. Сцен этих немного, но они перевешивают по драйву и вялые погони и бессмысленные перестрелки и вконец доставшие уже «сцены подготовки умного преступления». Дерётся Стэтхэм в стиле золотой эры боевиков – как Брюс Уиллис и Мэл Гибсон вместе взятые. Но что ещё отличало фильмы с названной парой классиков – чудесный юмор. «Механик» выдаёт пару шуток, выглядящих довольно жалко.

И, наконец, о хорошем – этого в «Механике» аж две вещи. Первая – шикарный Дональд Сазерленд с не менее шикарной бородой. Дядька играет честно, убедительно и немного иронично. Вторая – музыка. Музыка тут, пожалуй, единственное, что скрашивало унылый вид. Ретро-блюз того старинного стиля, когда он ещё был похож на кантри, в сочетании с фрагментом «Piano Trio No. 2» Шуберта, создавали уместные переходы настроения. Спасибо Марку Айшему и Францу Шуберту.

Но нет у меня благодарности ни к Саймону Уэсту, продолжающему снимать плохие боевики, ни к Ричарду Уэнку и Льюису Джону Карлино, соорудвшим весь этот бред на бумаге, ни особенно – к Джейсону Стэтхэму, который теперь для нас, как официальное лицо с постера, в ответе за всё то, что нам пришлось пережить в эти несчастные 92 минуты.

Вердикт: плохое кино.

Денис Куклин, Оригинал 



0 коммент.:

Отправить комментарий