или
«Мальчик, который выжил, пришёл умереть»
Что это: последний фильм о Гарри Поттере.
На что похож: на все фильмы о Гарри Поттере, но на четыре последних — в особенности.
Зачем смотреть: чтобы узнать, чем всё закончилось.
«The boy who lived, come to die» — те, кто видел трейлер, меня поймут. Не мальчик, но муж, уставший от восьмилетней борьбы, действительно, плюёт на всё своё блестящее будущее и ради всеобщего блага идёт к врагу, чтобы умереть и тем самым дать надежду своим друзьям на победу. Джоан Роулинг — мастерица твистов и прочих неожиданных заковык. Ими переполнен, например, один из лучших фильмов сериала — «Гарри поттер и узник Азкабана». И «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2» стали ещё одним вместилищем крутых поворотов сюжета.
Фильм, а точнее связка двух последних фильмов во многом напоминает связку второй и третьей «Матрицы». Долгие философские объяснения предшествующих событий прерываются эпическими планами битвы добра и зла. Не смотревшим предыдущих частей, причём всех предыдущих частей, фильм к просмотру не рекомендуется. Если «Гарри Поттер и Кубок огня», например, можно посмотреть неопоттеренному обывателю, то в «Дарах смерти» он не поймёт ничего. Это уже сериал. Но, как любой хороший сериал, Поттериана вовремя закончилась.
Она закончилась как раз тогда, когда актёры, игравшие трёх главных героев, перешли из разряда детей и подростков в мир взрослых. Поттериана, всё-таки — детское кино. Уже год, как киноновости полнятся предположениями о том, какой из заявленных Warner Bros. проектов станет заменой долгоигравшему «Гарри Поттеру»... И долго зарабатывавшему. 6 369 976 303 доллара — такую сумму собрали семь фильмов о юном волшебнике, и ещё как минимум 1 миллиард соберёт сегодняшняя премьера. Я уверен в этом, потому что я вышел из переполненного зала, с дневного сеанса, в будний день и я видел очень довольных зрителей, реагировавших на происходившее с героями так, как можно реагировать на происходящее только с близкими людьми. Кстати, как я понимаю, поцелуй Рона и Гермионы в разгар битвы будет сопровождаться аплодисментами в любом кинозале в любой стране. Мир ждал этого фильма.
Я всегда скептически относился к книжному «Гарри Поттеру», и некоторые недостатки романов оставались определяющими для экранизаций. Например, они часто бывают переполнены ненужными второстепенными событиями или персонажами. А уж любовь Роулинг к генеалогии и селекции — это вообще отдельный разговор. И, кстати, часть этого разговора можно привести и здесь. Например, знаете ли вы, поттерофилы и поттерофилки, из-за чего вообще разгорелась Вторая война волшебников? И Первая, кстати, тоже. Знаете ли вы, что стало причиной того, что Волдеморт восстал против всех? Нет, он вовсе не «плохой и вредный». Эта проблема постоянно поднимается в Поттериане и именно она делит волшебников на два лагеря. Это вопрос о чистоте крови — может ли считаться волшебником рождённый от магла? Меня, когда я впервые узнал значение слова «магл», немного покоробило. Получается, что все волшебники считают нас «недочеловеками», но одни хотят жить с нами в мире, как с глупыми, но милыми существами, а другие хотят нас сделать своей обслугой. Напоминает, прежде всего, конфликт Проффессора Икс и Магнито в «Людях Икс», но обе этих киновселенных питаются теорией расовых различий. В «Дарах смерти: Часть 1» неразлучная троица проникает в министерство и видит некий монумент. Роулинг описывает его так: «Над всем царила колоссальная статуя из черного камня. Выглядела она устрашающе — огромное изваяние колдуна и колдуньи, которые, сидя на украшенных резьбой тронах, взирали сверху вниз... Приглядевшись внимательнее, Гарри понял — то, что он принял за украшенные резьбой троны, было на самом деле курганами, сложенными из человеческих тел: сотни и сотни голых мужчин, женщин и детей, все с туповатыми, уродливыми лицами, были переплетены и спрессованы так, чтобы выдерживать вес облаченных в красивые мантии колдунов. «Маглы», — прошептала Гермиона. — «На положенном им месте». (на фото внизу — тот самый памятиник из «Даров смерти: Часть 1»)
Конечно, в Великобритании среди всех теорий и идей по сей день нет страшнее идеи, чем расизм. Беда в том, что в стране до сих пор действует институт дворянства, заботящийся о чистоте крови не меньше, чем Луциус Малфой. Но самое интересное — Альбиус Дамблдор в пору своей юности сам был проповедником теории чистой крови и вместе со своим другом Грин-де-Валдом мечтал установить всемирное господство волшебников над маглами для «всеобщего блага». Конечно, впоследствии Дамблдор отрёкся от этих идей. Но именно этот этап в его жизни помог ему сформулировать важнейшую из фраз всей Поттерианы: «Не способности определяют человека, а выбор, который он делает». Так что весь цикл романов и фильмов рассказывает нам о том, что не важны ни происхождение, ни таланты, ни какие-либо другие склонности, а важен осознанный выбор — кто ты есть и что ты делаешь, и ничто не может снять с тебя ответственности за твои действия. Кроме, конечно, действий под влиянием заклятия «Империум».
«Дары смерти. Часть 2», как завершающий фильм Поттерианы, оправдал все ожидания. И даже больше — не смотря на удручающую мрачность, свойственную всем 3D-релизам, стереоффект неожиданно оказался ненавязчивым. Как будто фильм снимался на 3D-камеру, но режиссёр совсем не обращал на это внимания. Дэвид Йейтс, никогда не снимавший полнометражных фильмов, оказался самым удобным для студии режиссёром — на его счету четыре картины из восьми. Если Крис Коламбус был идеален для детского начала сериала, Альфонсо Куарон снял слишком взросло-стильное кино, а Майк Ньюэлл увлекся подростковыми любовными интригами, то Йейтс сумел сочетать прямолинейный экшен с детской трогательностью, и кажется, совсем не мешал работать актёрам. Эдакий хорошист. А актёры, честно признаться, как никогда, порадовали. И дело не в троице главных волшебников, которые растут, но ничего особенного пока не показывают. Дело в Рэйфе Файнсе и Алане Рикмане — вот кто оказался настоящим украшением всей Поттерианы. Файнс рискнул, примеряя безносый грим, сыграть в который раз плохого парня, и в который раз это у него великолепно получилось. Его Волдерморт — не просто злодей и поработитель, он трагичен, утончён, эмоционален. Упоминавшееся «The boy who lived, come to die» без мурашек смотреть невозможно (спасибо трейлеру). Весь тот огромный массив данных, который придумала про Волдеморта Роулинг, оказался каким-то образом усвоенным Файнсом. Волдемортом иногда восхищаешься, но в конечном итоге его, действительно, жалко. И это покажется несправедливым — не написать столько же слов об Алане Рикмане и его Северусе Снегге, но я обезоружен сюжетом. Писать о самых сильных сценах с его участием, значит неисправимо наспойлерить. Скажу лишь, что двойственность, которая угадывается в Снегге с самого первого фильма, сохраняется и поддерживается Рикманом с потрясающей виртуозностью. Восемь лет мы никак не можем понять, какой он на самом деле, декан Слизерина. Но узнаем в «Дарах смерти. Часть 2».
Хорошее кино хорошо закончилось. Я не имел удовольствия расти на фильмах и книгах о Гарри Поттере, но я с радостью обеспечу своих детей и книгами и фильмами — это действительно, интересное и полезное детское приключение. Также я не могу не признать, что у Warner Bros. и Heyday Films получилась сильнейшая франшиза нашего времени. И отдельное спасибо Джоан Роулинг за то, что она с неожиданной смелостью и твёрдостью отстаивала участие британских актёров — всё это великолепие сыграли исключительно её соотечественники, что в который раз подтверждает неисчерпаемость английской актёрской школы и соответствие британского кинематографа вызовам времени.
Вердикт: до свидания, Гарри Поттер. Было классно.
0 коммент.:
Отправить комментарий