Что это: приквел к «Планете обезьян».
На что похоже: на все фильмы обезьяньей серии.
Зачем смотреть: ради потрясающего motion capture, компьютерной графики и сцены на мосту.
Это всё Джонатан Свифт начал, со своими гуингмами – едкая сатира на современное общество и точка зрения животных, как метод, стали классикой. Потом Питер Буль, француз, написал свою «Планету обезьян», в которой свифтовский метод сработал на славу. А в 1968 году Франклин Шеффнер поставил по книге Буля фильм «Планета обезьян», в котором основной вывод становился ещё более грозным. (Внимание, спойлер!) Когда в три-тысячи-каком-то году Тейлор едет по запретной зоне планеты в созвездии Ориона, планеты, где люди представляют собой пещерных дикарей, а обезьяны стали разумными существами, он не подозревает что увидит за поворотом. Там возвышается утопленная по пояс в песке Статуя Свободы. Тейлор понимает, что всё это время находился не в окрестностях Ориона, а на Земле, где люди превратились в дикарей, а обезьяны стали наследниками цивилизации. «Они всё-таки сделали это! – кричит Тейлор о своих соплеменниках. – Маньяки! Маньяки!». (Конец спойлера). Когда доктор Зеус говорил Тейлору, что люди убивали ради жадности или спорта, что они уничтожали друг друга, и поэтому недостойны называться разумными существами, он был чертовски прав. Мы – такие.
Но что осталось от «Обезьяниады» сегодня? Руперт Уайатт на днях снял нечто вроде приквела к классической «Планете обезьян», где объяснил, как это всё произошло – почему обезьяны стали умными, научились говорить и захватили планету. Поэтому название «Восстание планеты обезьян» вполне оправдано – Планета обезьян это и есть Земля.
В фильме Уайатта доктор Родман в попытках найти лекарство от болезни Альцгеймера создаёт лечебный вирус ALZ 112, который оказывается действенным не только для людей, но и для обезьян, на которых проводились опыты. С одной стороны, лекарство позволило отцу Родмана прожить ещё 7 лет в здравом уме, а с другой стороны – Цезарь, сын подопытной самки шимпанзе, убитой во время приступа бешенства, оказался мутантом – изменения в его ДНК сделали Цезаря умнее всех его собратьев. Когда на отца Родмана ALZ 112 перестало действовать, и старик залез в чужую машину, умный мальчик попытался защитить своего приёмного дедушку – шимпанзе естественно отправили в питомник для приматов… Это я вам рассказываю неинтересную первую половину фильма. Неинтересную потому, что никакой сатиры на общество, никаких стержневых идей там нет – просто умная обезьянка показывает фокусы. В это время пресные актёры в лице Джеймса Франко и Фрейды Пинто изображают на фоне какую-то драму. Один лишь Цезарь с его потрясающей мимикой вызывает хоть какой-то интерес. Не знаю, применимо ли к Голлуму-всея-земли Энди Сёркису выражение «золотые руки»? Наверное, «золотые лицевые мускулы» будет уместнее.
В питомнике нам показывают некоторым образом пародию на людскую тюремную иерархию, которую воспроизвели в замкнутом обществе обезьяны. Там же появляются не менее пресные, чем Франко, Брайан Кокс и Том Фелтон – великолепные Агамемнон и Драко Малфой, как оказалось, нуждаются в режиссёрской руке. Потому что Руперт Уайатт, кажется, основательно подзабил на людей – играйте, мол, как хотите, мне тут надо с Сёркисом следующую сцену снимать. В итоге мы имеем раздражающее хождение деревянных голливудских звёзд по кадру, и потрясающие сцены с обезьянами. Все они, нарисованные на компьютере, оказались такими живыми, такими яркими, такими разнообразными, что кажется, лучше было бы и вовсе без людей. И как закономерный итог этого превосходства обезьян над людьми высится над всем фильмом финальная битва на знаменитом мосту «Золотые ворота». Некоторые уже окрестили её лучшей экшн-сценой лета и даже года. Не берусь делать такие крупномасштабные сравнения. Единственное, что могу сказать – она, действительно, непохожа на остальные боевиковые схватки, и вам стоит её увидеть. Самое замечательное – это, как верно подметил Ким Ньюман из «Empire», «борьба людей, обреченных на двухмерное мышление» с обезьянами, которые выигрывают сражение тактически – за счёт своего интеллекта и морально, просто потому что правда на их стороне. Но всё же Уайатт не убедил меня в главном – в том, что обезьянам нужна была эта инъекция, этот ALZ 112 или ALZ 113, чтобы научиться мыслить. И вот почему…
В Калифорнии, в городке Вудсайд, живёт 37-летняя горилла Коко. С самого её рождения доктор Фрэнсин Паттерсон, обучает её языку жестов, которым пользуются глухонемые. Сегодня Коко обладает запасом в более, чем 2000 слов, умеет выражать эмоции, аргументировать свою точку зрения и даже общаться на этом языке с другими обезьянами. Коэффициент интеллекта Коко колеблется в пределах 75-95 баллов, что соответствует ученику средней школы. Как оказалось, обезьяны способны использовать абстракции, обобщения и аналогии. Более того, приятель Коко по имени Майкл, рождённый на свободе и привезённый в США ребёнком, однажды рассказал людям о том, каким образом он попал в неволю и что произошло с его матерью (видео). Они помнят и могут передавать свой опыт, пусть даже такой печальный. Так что лично мне не нужны теории о чудодейственном лекарстве, улучшающем интеллект – обезьянам просто не повезло с голосовыми связками. С интеллектом у них всё в порядке.
Кстати, про интеллект и про заботу о наших мозгах – я представил на месте обезьян людей… Смог бы выйти в Голливуде фильм, где восстание в наши дни в США поднимают люди, и где автор на стороне восставших? Кажется, вы знаете ответ.
И последнее, очень неприятное – в кинотеатре «Киев» сети «Киноцентр», где я смотрел «Восстание планеты обезьян», киномеханик возомнил себя монтажёром фильма и прервал сеанс на пятой секунде финальных титров. Я не питаю иллюзий насчёт наших кинотеатральных сетей и людей, которые там работают – от уборщика до директора. Такое происходит везде, в каждом городе, в каждом кинотеатре – просто потому что украинский зритель с началом титров отряхивает пузо от попкорна и ломится к выходу. Но, тем не менее, кинотеатр не имеет права прерывать сеанс по этой или какой-либо другой причине, даже на титрах. Это неуважение к режиссёру и вообще ко всем тем людям, которые делали это кино, и имена которых должны быть показаны после финальной сцены – прервать титры, это всё равно, что стереть автограф художника с картины. И это неуважение к зрителю, пускай даже к такому, как украинский. Я знаю аргумент «против» - я действительно могу посмотреть имена создателей в интернете. Но после титров «Восстания планеты обезьян» была маленькая сцена, завершающая сюжет и дающая намёк на сиквел. И я не увидел эту сцену в кинотеатре, и не увижу до выхода DVD. По этой же причине «выключения на титрах» многие не подозревают о прекрасных сценах в конце каждой из серий «Пиратов Карибского моря», о мини-тизерах к следующей картине в фильмах студии «Marvel» и т. д. И мне очень интересно, что думают по этому поводу дистрибьюторы и студии-производители.
Вердикт: очень неровный фильм – лишние люди и потрясающие обезьяны. Требую номинации на Оскар для Энди Сёркиса.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий