Что это: драма о боксёре
На что похоже: «Рокки», «Бешеный бык».
Зачем смотреть: поностальгировать за старыми боксёрскими сагами и полюбоваться талантом Бэйла.
Спортивная драма, с самого первого своего появления на киноэкране («Чемпион» Чарли Чаплина,
1915 г.) до сегодняшнего дня лучшие свои качества проявляла почему-то в
фильмах о боксе. В самом деле, можно ли вспомнить что-то из жанра
спортивной драмы, более сильное и мощное, чем «Рокки» и «Бешеный бык»? Бокс ли этому причина или какие-то случайности?
Видимо, всё-таки бокс. Марк Уолберг
считает, что история жизни любого боксёра достойна экранизации.
Справедливости ради – история жизни любого боксёра укладывается в
последовательность «родился в плохом районе – прошёл школу улицы –
пытался вырваться из порочного круга – после предательств и
разочарований вышел на главный бой – победил и всем всё доказал».
И, видимо, ничего нового о боксе не снимут. Однако, даже такая шаблонная
история интересует и публику, и кинематографистов. Если сам Скорсезе не побрезговал, то чего уж нам нос воротить?
И у Скорсезе, и у Сталлоне,
и даже у Чаплина боксёрский фильм, как и вид спорта, его породивший,
имеет одну особенность – это очень индивидуальная штука. Если все фильмы
о бейсболе или баскетболе рассказывают о силе коллектива и умении
использовать лучшие стороны каждого члена команды, то бокс – дело
одного. И герой-боксёр предстаёт перед нами во всей красе – с
татуировками, детскими страхами и ужасающими пороками. Бокс сегодня
остаётся таким спортом, каким он был ещё у древних греков – сильные
мужчины, суровые и простые правила, и невероятная зрелищность. Всё это
наилучшим образом работает в кино. Неприлично богатые спортивные звёзды
не выходят на улицу без маникюра – в боксе же всё по-старому. Фильмы о
бейсболе и американском футболе нельзя смотреть без энциклопедии – в
боксе выиграл тот, кто не упал. А взаимное месиво двух потных дядек и за
пределами бокса до сих пор остаётся одним из главных элементов
современного кино – смотрится, и всё тут. Бокс, действительно – самая
кинематографичная из спортивных дисциплин, а из всех искусств важнейшим
для бокса является именно кино. Хотя, Хемингуэй тоже ничего так о боксе
писал…
Итак, с этим общим багажом и
потенциалом загорелся Марк Уолберг снять фильм о Микки Уорде, чей
трёхматчевый бой с Артуро Гатти считают величайшим противостоянием в
боксе за всю его историю. Однако, сюжет «Бойца»
строился на событиях, предшествовавших этому поединку – на отношениях
Микки с братом и семьёй, на воле к победе, сомнениях и страхах и о
дурных привычках, помешавших его брату, Дикки Эклунду, достичь того,
чего он заслуживал. Марк не только подружился с легендарными братьями,
но и выбивал на это дело деньги и несколько лет таскал железо, чтобы
фигурой походить на Уорда в годы его славы. Как признался сам Уолберг,
он во время подготовки к «Бойцу» снялся в шести фильмах, но мечты не
оставил.
Изначально фильм должен был режиссировать Даррен Аронофски, но впоследствии «отвалил», оставшись номинально продюсером, а постановкой занялся знакомый Уолбергу по «Трём королям» Дэвид О. Рассел.
Оно и к лучшему – у Аронофски получилось бы совсем интеллигентно и
эмоционально, типа «Рестлер-2». Рассел же снял простую, и вместе с тем
сильную драму, не пытаясь превратить её в творческий манифест и не
заманивая женщин-зрителей лирическими любовными историями. Фильм бы и
остался, наверное, простой спортивной драмой, если бы не удивительная
удача кастинга – на роль Дики Эклунда был приглашён Кристиан Бэйл.
У
этого парня удивительная ситуация – он явно сильный и опытный актёр, у
него внушительный багаж ролей в громких арт-хаусных проектах, и он
продолжает в них сниматься. Тем не менее, он с удовольствием деревянно
играет деревянного Бэтмена, и по-прежнему остаётся желанным членом
съёмочной группы в независимом кино. Его любят и уважают по обе стороны
забора, и когда видят его в противоположном амплуа, сильно удивляются.
Поэтому то, что Кристиан сделал с собой ради роли Дикки, вызывает у
поклонников Бэтмена шок. В кинокомиксе Бэйл играет мускулистого
супергероя, в «Бойце» он – крэковый наркоман, тощий, жилистый,
скуластый. И уже неважно, сколько он сбросил килограммов – 20 или 30 –
важно то, что он готов идти на такие эксперименты ради роли. Чем,
впрочем, Бэйл всегда и славился. Он играл потрясающе, вжился в образ до
самых-самых кончиков, нашёл удивительные детали, характеризующие Дики.
Жесты, мимика, походка – всё работает у Бэйла. И, кроме того, его Дики
сильно меняется по ходу фильма, и здесь важно было не переборщить. Бэйл
сделал это безупречно. Он акцентировал внимание не на самом изменении, а
на готовности Дики измениться, на волевом решении. Люди, и правда, не
меняются, но они могут стать другими для окружающих, если найдут в себе
силу и волю.
Роли оскаровских номинанток Мелиссы Лео и Эми Адамс
кажутся слишком обыденными на фоне чумового Бэйла, однако, если забыть о
нём на минутку, можно оценить «девчонок» по-настоящему. У них тоже были
непростые, неоднозначные роли, пожалуй, самые неоднозначные в фильме, и
им приходилось балансировать на грани положительного и отрицательного
персонажа – до самого конца мы не можем уверенно оценить их роль в жизни
Микки. Чарлин кажется милой и любящей девушкой – тем, что нужно сейчас
Микки, однако, у неё есть свои взгляды на карьеру парня и непримиримая
позиция по отношению к его семье. Такая же непримиримая и мать Микки,
Элис – она искренне любит своих детей и изо всех сил старается им
помочь. Но, как обычно бывает, её любовь оборачивается разрушением –
слепо любя Микки, она слепо же ведёт его на верную гибель. Очень близкий
и по-славянски знакомый образ матери. И тоже на протяжении всего фильма
мы не можем дать однозначную оценку Элис и её любви. Хорошо,
по-взрослому рассказанная история, без правых и виноватых, но со своими
героями и своими неудачниками – история «за жизнь», о любви и мечте.
И
кроме этих ожидаемых тем, в «Бойце» есть ещё одна, вторая по
значимости, но не вторая по силе изображения, тема для размышления –
наркотик. Живой пример Дики, как иллюстрация влияния крэка на человека,
лучше любых брошюр и лекций отбивает охоту заторчать. Сцена с тортом –
одна из лучших в этом дидактическом поджанре.
Резюмируя,
хочется, прежде всего, отметить лёгкость и простоту повествования.
Фильм о таком малоинтеллектуальном занятии, как бокс, мог оказаться
высокоинтеллектуальным, но, к счастью, этого не произошло. К счастью,
потому что аудитория у не-раскрученного не-блокбастера, как правило,
неприлично мала. Но у «Бойца» в силу своей простоты и доступности есть
хорошие шансы собрать большие деньги. Вы же слышали о кино «не для
всех»? «Боец» - кино для всех. Его поймёт самый распоследний двоешник.
И, поскольку в жизни этого двоешника хорошего кино, как правило, нет,
можете смело тянуть его на «Бойца». Это действительно, хороший,
интересный и поучительный фильм. Ну, и Бэйл, конечно – это стоит видеть.
Вердикт: достойный представитель боксёрского жанра.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий