19 июня 2013

«Боец» (2010) рецензия / The Fighter

Head-body-head-body…

Что это: драма о боксёре

На что похоже: «Рокки», «Бешеный бык».

Зачем смотреть: поностальгировать за старыми боксёрскими сагами и полюбоваться талантом Бэйла.

Спортивная драма, с самого первого своего появления на киноэкране («Чемпион» Чарли Чаплина, 1915 г.) до сегодняшнего дня лучшие свои качества проявляла почему-то в фильмах о боксе. В самом деле, можно ли вспомнить что-то из жанра спортивной драмы, более сильное и мощное, чем «Рокки» и «Бешеный бык»? Бокс ли этому причина или какие-то случайности?

Видимо, всё-таки бокс. Марк Уолберг считает, что история жизни любого боксёра достойна экранизации. Справедливости ради – история жизни любого боксёра укладывается в последовательность «родился в плохом районе – прошёл школу улицы – пытался вырваться из порочного круга – после предательств и разочарований вышел на главный бой – победил и всем всё доказал». И, видимо, ничего нового о боксе не снимут. Однако, даже такая шаблонная история интересует и публику, и кинематографистов. Если сам Скорсезе не побрезговал, то чего уж нам нос воротить?

И у Скорсезе, и у Сталлоне, и даже у Чаплина боксёрский фильм, как и вид спорта, его породивший, имеет одну особенность – это очень индивидуальная штука. Если все фильмы о бейсболе или баскетболе рассказывают о силе коллектива и умении использовать лучшие стороны каждого члена команды, то бокс – дело одного. И герой-боксёр предстаёт перед нами во всей красе – с татуировками, детскими страхами и ужасающими пороками. Бокс сегодня остаётся таким спортом, каким он был ещё у древних греков – сильные мужчины, суровые и простые правила, и невероятная зрелищность. Всё это наилучшим образом работает в кино. Неприлично богатые спортивные звёзды не выходят на улицу без маникюра – в боксе же всё по-старому. Фильмы о бейсболе и американском футболе нельзя смотреть  без энциклопедии – в боксе выиграл тот, кто не упал. А взаимное месиво двух потных дядек и за пределами бокса до сих пор остаётся одним из главных элементов современного кино – смотрится, и всё тут. Бокс, действительно – самая кинематографичная из спортивных дисциплин, а из всех искусств важнейшим для бокса является именно кино. Хотя, Хемингуэй тоже ничего так о боксе писал…

Итак, с этим общим багажом и потенциалом загорелся Марк Уолберг снять фильм о Микки Уорде, чей трёхматчевый бой с Артуро Гатти считают величайшим противостоянием в боксе за всю его историю. Однако, сюжет «Бойца» строился на событиях, предшествовавших этому поединку – на отношениях Микки с братом и семьёй, на воле к победе, сомнениях и страхах и о дурных привычках, помешавших его брату, Дикки Эклунду, достичь того, чего он заслуживал. Марк не только подружился с легендарными братьями, но и выбивал на это дело деньги и несколько лет таскал железо, чтобы фигурой походить на Уорда в годы его славы. Как признался сам Уолберг, он во время подготовки к «Бойцу» снялся в шести фильмах, но мечты не оставил.

Изначально фильм должен был режиссировать Даррен Аронофски, но впоследствии «отвалил», оставшись номинально продюсером, а постановкой занялся знакомый Уолбергу по «Трём королям» Дэвид О. Рассел. Оно и к лучшему – у Аронофски получилось бы совсем интеллигентно и эмоционально, типа «Рестлер-2». Рассел же снял простую, и вместе с тем сильную драму, не пытаясь превратить её в творческий манифест и не заманивая женщин-зрителей лирическими любовными историями. Фильм бы и остался, наверное, простой спортивной драмой, если бы не удивительная удача кастинга – на роль Дики Эклунда был приглашён Кристиан Бэйл.

У этого парня удивительная ситуация – он явно сильный и опытный актёр, у него внушительный багаж ролей в громких арт-хаусных проектах, и он продолжает в них сниматься. Тем не менее, он с удовольствием деревянно играет деревянного Бэтмена, и по-прежнему остаётся желанным членом съёмочной группы в независимом кино. Его любят и уважают по обе стороны забора, и когда видят его в противоположном амплуа, сильно удивляются. Поэтому то, что Кристиан сделал с собой ради роли Дикки, вызывает у поклонников Бэтмена шок. В кинокомиксе Бэйл играет мускулистого супергероя, в «Бойце» он – крэковый наркоман, тощий, жилистый, скуластый. И уже неважно, сколько он сбросил килограммов – 20 или 30 – важно то, что он готов идти на такие эксперименты ради роли. Чем, впрочем, Бэйл всегда и славился. Он играл потрясающе, вжился в образ до самых-самых кончиков, нашёл удивительные детали, характеризующие Дики. Жесты, мимика, походка – всё работает у Бэйла. И, кроме того, его Дики сильно меняется по ходу фильма, и здесь важно было не переборщить. Бэйл сделал это безупречно. Он акцентировал внимание не на самом изменении, а на готовности Дики измениться, на волевом решении. Люди, и правда, не меняются, но они могут стать другими для окружающих, если найдут в себе силу и волю.

Роли оскаровских номинанток Мелиссы Лео и Эми Адамс кажутся слишком обыденными на фоне чумового Бэйла, однако, если забыть о нём на минутку, можно оценить «девчонок» по-настоящему. У них тоже были непростые, неоднозначные роли, пожалуй, самые неоднозначные в фильме, и им приходилось балансировать на грани положительного и отрицательного персонажа – до самого конца мы не можем уверенно оценить их роль в жизни Микки. Чарлин кажется милой и любящей девушкой – тем, что нужно сейчас Микки, однако, у неё есть свои взгляды на карьеру парня и непримиримая позиция по отношению к его семье. Такая же непримиримая и мать Микки, Элис – она искренне любит своих детей и изо всех сил старается им помочь. Но, как обычно бывает, её любовь оборачивается разрушением – слепо любя Микки, она слепо же ведёт его на верную гибель. Очень близкий и по-славянски знакомый образ матери. И тоже на протяжении всего фильма мы не можем дать однозначную оценку Элис и её любви. Хорошо, по-взрослому рассказанная история, без правых и виноватых, но со своими героями и своими неудачниками – история «за жизнь», о любви и мечте.

И кроме этих ожидаемых тем, в «Бойце» есть ещё одна, вторая по значимости, но не вторая по силе изображения, тема для размышления – наркотик. Живой пример Дики, как иллюстрация влияния крэка на человека, лучше любых брошюр и лекций отбивает охоту заторчать. Сцена с тортом – одна из лучших в этом дидактическом поджанре.

Резюмируя, хочется, прежде всего, отметить лёгкость и простоту повествования. Фильм о таком малоинтеллектуальном занятии, как бокс, мог оказаться высокоинтеллектуальным, но, к счастью, этого не произошло. К счастью, потому что аудитория у не-раскрученного не-блокбастера, как правило, неприлично мала. Но у «Бойца» в силу своей простоты и доступности есть хорошие шансы собрать большие деньги. Вы же слышали о кино «не для всех»? «Боец» - кино для всех. Его поймёт самый распоследний двоешник. И, поскольку в жизни этого двоешника хорошего кино, как правило, нет, можете смело тянуть его на «Бойца». Это действительно, хороший, интересный и поучительный фильм. Ну, и Бэйл, конечно – это стоит видеть.

Вердикт: достойный представитель боксёрского жанра.

Денис Куклин, Оригинал


0 коммент.:

Отправить комментарий