30 января 2013

Статья. 12 историй из жизни Леонида Гайдая

12 историй из жизни Леонида Гайдая

30 января кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнилось бы 90 лет. Его давно уже нет, но его фильмы всегда с нами. Они были, есть и будут — потому что без комедии этот мир просто немыслим. Мы решили вспомнить о некоторых фактах из жизни Леонида Иовича — пусть, по количеству знаменитых стульев, их будет 12.

1. Пройдя войну, Гайдай поступил в студию при Иркутском областном драматическом театре. Закончив ее в 1947-м году, сразу вышел на сцену. Среди сыгранных ролей — Соленый в чеховских «Трех сестрах», Иван Земнухов в «Молодой гвардии» Фадеева, Винченцио в «Укрощении строптивой» Шекспира.

2. В 1949-м Гайдая приняли во ВГИК на режиссерский факультет. И почти сразу отчислили — после первого же полугодия! Якобы за «профнепригодность». Но на самом деле педагоги решили, что Гайдая, сложившегося к тому времени актера, «перевоспитать» будет труднее, нежели учить наново. Молодой студент сдаваться, однако, не собирался и принялся убеждать всех, что достоин продолжать обучение. Поддавшись уговорам, ректорат назначил ему испытательный срок — еще полгода. По счастью, после зимней сессии режиссерский курс взял под свое руководство Григорий Александров, постановщик таких легендарных фильмов, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Естественно, он был склонен придать своей мастерской комедийную направленность. Своими удачными — и смешными! — работами на учебной площадке Гайдай снискал благосклонность учителя, и об отчислении уже не вспоминали. Более того — Гайдай даже стал сталинским стипендиатом.

3. Работая режиссером-практикантом на музыкальной комедии Бориса Барнета «Ляна», Гайдай с удовольствием принял предложение режиссера показать также и свои актерские способности. Роль Алеши стала первым, но не последним появлением Гайдая на экране. Впоследствии он сыграл красного командира в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (кстати, в этом фильме дебютировал Александр Демьяненко, будущий гайдаевский Шурик). Еще — «мужа своей жены» в киноновелле «В пути» (представьте себе: поставившая ее Мери Анджапаридзе — мать Георгия Данелии!). Венец актерской карьеры всенародно любимого режиссера — роль в собственном фильме «12 стульев». Что, не можете вспомнить, кого бы он там мог исполнить? Коробейникова!

4. Окончив ВГИК в 1955-м, Гайдай некоторое время проработал ассистентом режиссера Николая Фигуровского на фильме «Повесть об агрономе и директоре МТС» (в те времена у этой аббревиатуры была совсем другая расшифровка). Но ленту по производственным причинам законсервировали и до экранов она не дошла. Встал вопрос о дальнейших планах. В те годы директором «Мосфильма» был Иван Пырьев. Не давая пока Гайдаю самостоятельной постановки, он посоветовал ему поднабраться еще немного опыта в качестве второго режиссера. На выбор были предложены две запускающиеся в тот момент картины: комедия «Карнавальная ночь» и мелодрама по рассказам Владимира Короленко «Долгий путь». Первую, как всем сегодня хорошо известно, ставил Эльдар Рязанов (будучи моложе Гайдая почти на пять лет), вторую — знаменитый театральный режиссер Андрей Гончаров. «Я думал: ведь мне надо набираться опыта, — вспоминал позже Гайдай. — А что мог дать тогда еще никому не известный молодой режиссер Рязанов без опыта работы с актером по лепке образов? Я взвесил всё это и пошел к Гончарову». А представьте, каков был бы расклад в истории советского кино, согласись он на «Карнавальную ночь»!

Так вышло, что после ряда конфликтов Гончаров с постановки ушел. Продолжать работу дирекция студии поручила… Леониду Гайдаю и его напарнику Валентину Невзорову. Так «Долгий путь» стал режиссерским дебютом 33-летнего Гайдая.

5. Вторую, уже полностью самостоятельную, картину Гайдая «Жених с того света» ждала очень трудная судьба. Едкая, злободневная сатира на бюрократическое общество, которое живому человеку предпочитает формальную бумажку, подверглась нещадной критике со стороны кинематографического начальства. Картину требовали переделать: внести идейно верные поправки, острые куски вырезать… В результате от полнометражного фильма осталась только 51 минута. Но и это увидели совсем немногие — ленте дали унизительно малый тираж копий. От всех расстройств, связанных с приемом его кинопамфлета, у режиссера открылась язва. «За комедию я больше не возьмусь», — говорил он тогда товарищам… Кстати, главные роли в фильме сыграли Ростислав Плятт и один из любимейших артистов Гайдая Георгий Вицин.

6. После такого идеологического провала Гайдай навеки мог остаться не у дел. Единственное, чем можно было вернуть доверие руководства, — это поставить картину с историко-революционным содержанием. Так появился «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича: рассказ о буксирном пароходе, проплывшем через две войны и продолжавшем служить людям. Режиссер этот фильм не любил, и сейчас его мало кто, наверное, помнит.

7. Когда в газете «Правда» был опубликован стихотворный фельетон Степана Олейника о незадачливых браконьерах, никто и предположить не мог, какое значение это будет иметь для отечественной культуры. Но вы-то уже всё знаете: Гайдай поставил по нему десятиминутную короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс». «В том, что картина получится, я не сомневался, — признавался режиссер. — Но что она вызовет такой резонанс, соберет международные призы и прочее, я, конечно, не предполагал». Затем последовали «Самогонщики» — с теми же полюбившимися зрителям героями и… с очередной ролью самого Гайдая. Он играл — никогда не догадаетесь — жену Бывалого! Однако насладится всем комизмом «любовной пары» в лице худющего Гайдая и упитанного Моргунова зрителю было не суждено. По решению сверху сцену пришлось вырезать.

8. Успех троицы, состоящей из Труса, Балбеса и Бывалого, был настолько оглушителен, что, казалось бы, его хватит на десятки комедий, на всю жизнь. Но после «Операции «Ы» и«Кавказской пленницы» Гайдай был иного мнения: «Материал отработан. Эксплуатировать его без повторов уже нельзя». И больше в его фильмах эти герои не появлялись (зато их позвали к себе Эльдар Рязанов и Евгений Карелов — в картины «Дайте жалобную книгу» и «Семь стариков и одна девушка»). Еще одна из причин гайдаевского решения — разлад в группе. С самого начала у него не сложились отношения с Евгением Моргуновым — тот не хотел сниматься уже в «Самогонщиках». А повздорив с режиссером на съемках «Кавказской пленницы», актер навлек на себя такой гнев Гайдая, что из сценария тут же были вычеркнуты все не снятые эпизоды с Моргуновым. Сцен с участием тройки было запланировано еще довольно много, но Гайдай был непреклонен: история закончилась.

9. Это сейчас ясно, что «Бриллиантовая рука» — шедевр на все времена. А вот когда она только вышла на экраны и даже позже, спустя годы, умудренные критики писали о ней далеко не лестно. Они усиленно отмечали низкую смысловую содержательность картины, ее слабый эстетический уровень. Говорили, что Гайдая подвел вкус: ну куда это годиться — герой поскальзывается на корке! Или того хуже: один у другого удочкой трусы стягивает!.. И вообще: в основе большинства комедийных номеров фильма лежит откровенная недалёкость, если не сказать — скудоумие главного героя, советского, между прочим, человека! Безобразие!

10. В течение нескольких лет Гайдай обдумывал экранизацию «Двенадцати стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Неоднократно проходил он с этой идеей по обязательным тогда инстанциям, но всё впустую. Но мысли о романе были и у Георгия Данелии, причем у того продвижение проекта прошло гораздо успешнее. Гайдаю, вроде бы, уже ничего не оставалось делать, как вдруг однажды к нему подошел сам Данелия. «Хочешь ставить «Двенадцать стульев»?» — «Это мечта моей жизни», — ответил Гайдай. «Тогда бери и начинай. Пока я готовился, у меня всё перегорело. Не знаю уже, как этот роман ставить».

Работа над фильмом также сопровождалась массой трудностей. Начать с того, что в первый съемочный день у ассистента режиссера почему-то не разбилась тарелка (есть такая традиция — на удачу). Гайдай был недоволен исполнителем главной роли Александром Белявским и после четырех (!) месяцев съемок принял решение сменить актера. На роль Остапа Бендера утвердили Владимира Высоцкого (!!). Но вновь — вот ведь совпадение! — не разбилась тарелка. И сразу после начала съемок Высоцкий оказался под запретом… В общей сложности на роль Бендера пробовалось тогда порядка ста человек, причем двадцать три актера даже прошли кинопробы. Среди них были Баталов, Евстигнеев, Табаков, Гафт, Козаков, Басов… Но в результате, как известно, заветная роль досталась Арчилу Гомиашвили. Тарелка, наконец, разбилась.

11. Известный комедиограф часто говорил, что хочет заняться «серьезным кино». В частности, он хотел поставить «Бег» по Михаилу Булгакову — не сложилось. Зато перенести на кинопленку другую булгаковскую пьесу Гайдаю разрешили — и появился фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь тоже не обошлось без цензурных купюр. Так, в сцене приема шведского посла управдом Бунша в исполнении Юрия Яковлева первоначально ответил тому: «Мир и дружба». Но начальство сочло, что слова подобраны неверно, и их заменили на знаменитое «Гитлер капут!». А когда Бунша спрашивал: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», ему отвечали: «Народ, ваше величество». И в той же сцене было: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь». По просьбе председателя Госкино Филиппа Ермаша «народ» был заменен на «Во всяком случае, не мы», а «интеллигенцию» и вовсе убрали.

12. Леонид Гайдай не раз зарекался снимать комедийные фильмы. Но, не успев закончить одну комедию, тут же принимался за другую. Объяснял он это просто: «Снимать комедию для меня — это вредная привычка. Вроде курения. Курильщик, который собирается бросить курить, тоже говорит себе — это последняя сигарета, но рука сама тянется взять новую. Особенно если вокруг курят».

30.01.2013 | Filmz.ru | Максим Марков

0 коммент.:

Отправить комментарий