Потоковое кино – не искусство, но
ремесло, а потому – это особый вид кинематографа, в котором свои законы,
своя эстетика, свой зритель. Многие чураются его, да и я, в общем,
тоже, однако полностью игнорировать его нельзя – оно временами
переплетается с настоящим кинематографом, вливается в него, как побочный
приток, и порой даёт неожиданные результаты. Иногда очень благотворные
результаты.
Ну, а что конкретно является «потоковым» кино? Ну, например… Все помнят фильм «От заката до рассвета»?
Фильм довольно новаторский, и как всё новаторское, он дал толчок
кинематографистам для развития темы. Однако, развитие может быть разным,
и одним из его вариантов стала серия фильмов «От заката до рассвета-2, -3, -4»
и т. д., в которых бюджет был минимальным, сценарий – примитивным, а
мастерство актёров – убогим. Однако, такие фильмы дают зрителям то, что
им необходимо – кровь, вампиров, «тарантиновский» монтаж и т. д. Из той
же серии «Техасская резня бензопилой» и его
продолжения, японские саспенсы, мексиканские «евгениеподобные» фильмы,
болливудские сказки о принцессах и слонах и т. д. Иногда в отдельно
взятой стране тематика и особенности какого-то киноконвейера могут быть
совершенно неожиданными. Как вам серия десятков эротических фильмов про
садистские бордели в Третьем рейхе? Или огромнейший жанр «Женщина в
тюрьме»? Для каждого такого подвида есть свой зритель, иначе не
снималось бы столько подобных картин.
Но
у каждого явления есть своя история, и у «потокового» кино тоже
существуют корни. Они, как многие догадались, в Италии. Конечно же, ведь
именно там «вдруг» появился спагетти-вестерн, отдельные фильмы которого
ворвались в мир большого кино, заняв своё место в топ-списках «всех
времён и народов». Но, несмотря, на невероятную харизму Клинта Иствуда и огромный талант Серджио Леоне,
серия спагетти-вестернов вовсе не стала завоеванием кинотеатров Америки
итальянцами. Там уже были «наши люди», - подтвердит сеньор Леоне. Он и
сам приложил к этому руку, сняв свой «Колосс Родосский».
Пеплум или Sword and sandal
(Меч и сандалия), пожалуй, - один из самых древних киножанров. Его
возникновение датируют 1914 годом, когда в Италии вышел на экраны фильм «Кабирия» Джованни Пастроне,
повествующий о приключениях романского былинного героя Мациста, аналога
нашего Ильи Муромца и ему подобных. И основные элементы жанра,
заложенные «Кабирией», стали беспроигрышным коммерческим рецептом.
Во-первых, и это неизменный критерий пеплума, в фильме повествуется об античных временах. Чаще всего, это Древний Рим или Греция. Также популярны были древние Вавилон, Палестина, Египет. Размер массовки, размах декораций, пышность костюмов зависели от щедрости продюсеров, но кассовые сборы подтверждали правило – особой исторической достоверности не требуется, публика готова верить клюкве, поскольку чтением книг по истории Древнего мира занимается ничтожно малая часть зрителей.
Во-вторых,
герой фильма должен быть очень и очень мужественным. Желательно, чтобы
эта мужественность проявлялась в нагромождении мышц, «волевом»
подбородке и густых кудрях. Поэтому на главные роли приглашались, в
основном, культуристы.
В-третьих,
сюжет должен быть захватывающим, приключенческим. Как правило, герой
обязан на протяжении всей картины любить наивную беззащитную инженю,
защищаясь от припадков ревности роковой женщины, обычно властной царицы.
Вот такой нехитрый набор давал невероятные прибыли при минимуме затрат.
Сказать, что фильмов-пеплум было много – излишняя скромность. Один Бартоломео Пагано,
сыгравший Мациста в «Кабирии», на протяжении последующих 12 лет снялся в
26 её сиквелах. Завоевание же Америки итальянцам удалось в 1950-х
годах. Невероятные приключения Геркулеса, Самсона, Голиафа, но всё-таки
чаще Геркулеса, с английским дубляжом долгие годы потрошили кошельки
непритязательных американских зрителей. Итальянцы всё же снимали фильмы о
Мацисте, даже более, чем о других героях, но попробуй расскажи
американцу, кто такой Мацист – дешевле уже при дубляже поменять титры и
переводить имя «Мацист» как «Геркулес», надиктовать вступление к фильму,
чтобы как-то привязать фильм к известным фактам о Геркулесе. Чаще всего
неизвестного американцам Мациста и полуизвестных Самсона и Голиафа
называли сыном Геркулеса. Сюжет-то ничего не потеряет. (И мы ещё
жалуемся на ляпы наших локализаторов!). А сюжеты-то какие были, одни
названия чего стоят: «Геркулес против монголов» (как раз фильм о Мацисте), «Голиаф и вампиры», «Геркулес и сокровища инков», «Огненные монстры и сын Геркулеса», «Атлас против царя», «Урсус и татарская принцесса». Изображавшие героев Кирк Моррис, Алан Стил, Питер Лупус (Скала Стивенс), Марк Форест, Рег Парк стали кумиром мальчишек – таких, например, как Арнольд Шварценеггер, дебютировавший в «Геркулесе в Нью-Йорке» и прославившийся в серии о Конане.
Продержавшись до конца 60-х годов, пеплумы исчезли с экранов кинотеатров, оставшись лишь в телевизионных циклах типа «Приключения Геркулеса в субботний полдень». Их наследниками стали фильмы о более поздних временах из разряда Sword and sorcery
(Меч и волшебство). Рим заменили поселения древних галлов и германцев, а
кудрявый мышценосец и прекрасная дама никуда не делись.
Однако,
не этим всё-таки, важен для нас пеплум, а своим вкладом в большой
кинематограф. По сути, с далёкого 1914 года именно это конвейерное кино
стало площадкой для экспериментов и обретения опыта воссоздания
античности для всех членов съёмочной площадки. Огромная практическая
база, случайные находки образов, спецэффектов дали возможность снять
настоящие шедевры жанра. Первым высококачественным фильмом пеплум стала в
1916 году потрясающая масштабом «Нетерпимость» Дэвида У. Гриффита. Уже после войны, в разгар геркулесомании были сняты знаменитые «Бен-Гур» Уильяма Уайлера, «Спартак» Стэнли Кубрика и, конечно же, «Клеопатра» Джозефа Манкевича.
Но настоящее возрождение пеплума из небытия состоялось в 2000 году, когда зритель увидел «Гладиатора» Ридли Скотта.
Спорные премии, спорная ценность для искусства, но начало новой волне
фильмов о древности было положено. Теперь многомиллионные бюджеты и
компьютерные спецэффекты позволяли создавать немыслимые панорамы.
«Троя», «Александр», «300»
никогда не претендовали стать образцами актёрской игры или изящества
сценария, но их эпичность уже не позволяет назвать происходящее на
экране «картиной». Это настоящие полотна. Не умные, не страстные, не
психологичные, но невероятно красивые.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий