19 июня 2013

«Как знать» (2010) рецензия / How Do You Know?

Лучше бывает

Что это: нестандартный ромком.

На что похоже: на ромком. Только нестандартный.

Зачем смотреть: чтобы понять, что у других всё куда запутаннее, чем у тебя.

— Она всё спрашивает: «Куда деньги дел, куда деньги дел?..»

— А куда деньги дел?

х/ф «Любовь и голуби»

После просмотра «Как знать» возникают, как минимум, два вопроса: 1) куда делись 120 миллионов долларов? и 2) куда смотрел Джек Николсон? Ответа на первый до сих пор нет. То, что нам известно – стандартные 8 млн. для Оуэна Уилсона, немного меньше для Пола Радда, Риз Уизерспун получила где-то 10 -15 млн., как и Николсон. Куда делись остальные деньги, знает лишь Джеймс Л. Брукс. «Зелёный шершень» стоил 120 миллионов! А тут – романтическая комедия. Естественно, фильм ужасающе провалился, собрав по всему миру чуть более трети затраченного.

Ответ на второй вопрос тоже – «Джеймс Л. Брукс». Из 12 номинаций на «Оскар» Джек Николсон выиграл три. Две из них – в фильмах Брукса. Естественно, Николсон будет благодарен ему до скончания века. Из этого вытекает третий вопрос – что случилось с Бруксом? Почему после симпатичного «Испанского английского» и прекраснейшего ромкома «Лучше не бывает» Брукс отгребает от зрителей и критиков по полной? Куда смотрел его внутренний продюсер, когда смета достигла восьмизначной суммы?

И всё же стоит слегка притормозить и вернуться к «фундаменту» любого фильма, к тому, что уже определяет его успех или провал – к сценарию. В последнее время в интервью кинематографистов и статьях критиков всё чаще проскакивает словосочетание «хорошая история». Не по новым спецэффектам, не по авангардному оригинальничанью с методами съёмки и постобработки, не по запредельной раскованности «чернушников», а именно по хорошим историям истосковался зритель. В «Лучше не бывает» Брукс доказал, что умеет придумывать такие истории. Умеет создавать некартонных, неоднозначных персонажей и наполнять их глубиной. Но Брукса погубила приверженность ромкому – рамки жанра слишком тесны для него и не дают возможности сделать нормальную драму. Персонажи в «Как знать», если их «вытащить» из фильма и попытаться разобраться в них, окажутся неимоверно интересными и очень симпатичными, а проблемы, с которыми они сталкиваются, будут выглядеть совсем не по-ромкомовски серьёзными. Но эти персонажи вынуждены играть в историю со знакомством, влюблённостью, неловкими полупризнаниями и финальным поцелуем. Это выглядит настолько лишним, что не сценариста – их жалко. Зачем Бруксу эти заигрывания с сентиментальной молодёжью, если молодёжь не оценит его психологизмы, а романтики ей будет явно не хватать? Как, собственно, и комедии – некоторые шутки настолько искусно спрятаны между строк, что их вовсе не замечаешь. Ни одного пука, ни одной отрыжки, и ни одного упоминания про гениталии. Нет и «фрэтпэковского» юмора, которого невольно ждёшь от фильма с Уилсоном и Раддом. Сталкиваются и «шутят» характеры. Разные реакции на одни и те же слова у Брукса порождают целую серию смешных недомолвок, интерпретаций, неловкостей. Брукс старается не только рассмешить, но и показать нам живых людей – наших знакомых, близких и даже самих себя. И опять – юмор такой работает ровно до тех пор, пока в силу не вступают законы жанра и персонажи начинают вести себя совсем не свойственно самим себе, а подобно экранным Дженифер Энистон и Хью Гранту.

мелодрама,комедия,Пол Радд,Риз Уизерспун,Драма,кадр,Оуэн Уилсон,Как знать...,How Do You Know?,Откуда вы знаете?

В этом месте можно уже переходить а актёрским «достижениям». На общем беспомощном фоне совершенной звездой засиял Оуэн Уилсон. У него была второстепенная роль бейсболиста Мэтти, сожителя главной героини. У Уилсона всегда был узкий диапазон возможных персонажей, и избавляться от своего няфного образа он не собирался. Он и в этом фильме не постригся, однако персонаж его стал совсем не похожим на обычные уилсоновские работы. Мэтти – спортсмен, бабник, любитель удовольствий и жуткий эгоист. Но, встретив Лизу, он решается на кардинальные изменения в образе жизни. В своём понимании, конечно. Эти неуклюжие попытки «стать лучшим» для Лизы, умноженные на уверенность в собственной неотразимости и классический интеллект спортсмена, дают совершенно неожиданные результаты: «Эти часы мой папа подарил моей маме. И сразу – бум! – через семь лет они уже помолвлены». Это и шутка, и очередной штрих в характер Мэтти, описывающий его отношение к браку и символизму подарков.  Каждая новая реплика Мэтти и оправдана, и вместе с тем, неожиданна. В этом настоящий Брукс. И в этом была потрясающая возможность для Уилсона расширить свои горизонты – возможность, которую он, к счастью, не упустил.

мелодрама,комедия,Пол Радд,Риз Уизерспун,Драма,кадр,Оуэн Уилсон,Как знать...,How Do You Know?,Откуда вы знаете?

Уизерспун и Радд выглядели нормально – ни больше, ни меньше. Их интересные поначалу персонажи ближе к концу картины блекли и становились усреднёнными героями мелодрамы, единственным отличием которых от усреднённого зрителя является их влюблённость. Играть здесь было совершенно нечего, с чем Уизерспун и Радд с успехом справились. Несколько выше поднял планку Николсон, однако и его персонаж в конце фильма потерял всякую мотивацию и совершенно отстранился от решения проблемы, вокруг отношения к которой и строился его образ. Получился усреднённый папа героя ромкома.

И всё-таки есть у Брукса объективно хорошие сцены. Первая – эпизод в больнице, с признанием на камеру. И вторая – рассуждения Мэтти о моногамии.

Вердикт: испорченная ромкомом драма.

 Денис Куклин, Оригинал


0 коммент.:

Отправить комментарий