20 августа 2012

75 лет «возвышающему обманщику» Андрею Кончаловскому

 Андрей Кончаловский

20 августа 2012 года исполняется 75 лет Андрею Кончаловскому. Несмотря на внушительный возраст, один из крупнейших современных отечественных режиссёров, прославленный не только на родине, но и за рубежом, по-прежнему активен, бодр и выгодно отличается от своего всем знакомого родственника здравомыслием и адекватностью. Кроме того, Кончаловский продолжает работать над новыми проектами в кино и в театре, пишет статьи и ведёт блог, где в последнее время зачастил с выступлениями политического характера.


Судьба не обидела Кончаловского, дав ему в жизни, кажется, всё, о чём только может мечтать человек. Родился он в более чем благополучной семье заслуженных советских поэтов, Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Детство его было счастливым. Выбор жизненного пути он делал самостоятельно. Вгиковскими педагогами Кончаловского были мэтры советского кино, вроде легендарного Михаила Ромма, а друзьями – самые талантливые люди того поколения: Андрей Тарковский, Андрей Смирнов, Геннадий Шпаликов. В жизни режиссёра было неисчислимое количество романов: редкая актриса его фильмов, обходилась без повышенного внимания. Пять раз он был женат, и сегодня может похвастаться семерыми детьми и восемью внуками.

Андрей Кончаловский

Кончаловский редко испытывал недостаток в работе, и большинство его картин пользовались признанием. Фильмография «возвышающего обманщика», как он сам называет великих режиссёров, впечатляет своей обширностью и разнообразием. В его карьере были громкие открытия и неожиданные повороты, знаменательные успехи и досадные неудачи. Кончаловский славится своим умением сочетать несочетаемое, быть двойственным, но непротиворечивым. Работая в самых разных жанрах и форматах, он всегда сохранял индивидуальный творческий подчерк, мастерство и чувство вкуса. Редко идя на компромиссы, находил себе место и в советской системе кинопроизводства, и в голливудской, и в современной российской.

В своих работах Кончаловский совмещал реализм и сюрреализм, философию и экшн, детскую сказку и взрослые ужасы, авторское видение и массовый вкус, холодность профессионала и горячность художника, наконец, злободневность и вечность. Дебютная полнометражка «Первый учитель» (1965) представляла собой революционную притчу. Переплетая в «Романсе о влюбленных» (1974) элементы бунтарской рок-оперы и ура-патриотической агитки, сюжетные ходы «Шербургских зонтиков» (Жак Деми, 1964) и «Солдата Ивана Бровкина» (Иван Лукинский, 1956), Кончаловский пел гимн любви юных сердец и доблести советской армии. Государство критиковало за «формализм» его изысканные экранизации русской классики, «Дворянское гнездо» (1969) и «Дядю Ваню» (1970), в то время как некий Чарльз Чаплин за эти фильмы называл Кончаловского «великим режиссёром». Советская интеллигенция ругала «Сибириаду» (1978), обвиняя автора в «продажности большевикам», а в США лента изучалась в киношколах. Эта четырёхчасовая эпопея о нефтяниках и русском народе была возведена до статуса «госзаказа», тогда как десятилетием ранее «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967/1987) была подвергнута категорическому запрету.

Эмигрировав в 1980 году в США, режиссёр лавировал между камерными психологическими драмами, вроде «Возлюбленных Марии» (1984) и «Стыдливых людей» (1987), и «экзистенциальными боевиками», «Поезд беглец» (1985) и «Танго и Кэш» (1988). После возвращения в начале 90-х на родину, Кончаловский обратился к болезненным темам отечественной истории в «Ближнем круге» (1991). Потом переключился на современность в «Курочке Рябе» (1994), «Доме дураков» (2002) и «Глянце» (2007). Анализ причуд российской действительности чередовался с работой над масштабными международными проектами по мотивам мифов и легенд, телесериалами «Одиссей» (1997) и «Лев зимой» (2003). Мировое признание режиссёра не поколебал даже феноменально провальный «Щелкунчик и Крысиный король» (2010). Вольная экранизация Гофмана не только вызвала всеобщее недоумение, но и посоревновалась в идиотизме с «Утомлёнными солнцем-2» (2010, 2011) сами-знаете-кого. Зато режиссёр уверенно доказал: единственное, что в кино категорически не сочетается - это сказка и нацизм.

В своих мемуарах Кончаловский откровенно признаётся: «Я люблю себя… я себя обожаю». И, кажется, есть за что. Он успешно реализовался и в карьере, и, что называется, в личной жизни. При этом на восьмом десятке лет он не выжил из ума и ещё сохранил порох в пороховницах. Секрет, вероятно, в том, что он всегда был предельно искренним сам с собой. В частности, кино снимал так, как считал нужным, то есть, вкладывая душу, интеллект и мастерство.


5 фильмов Андрея Кончаловского, которые стоит посмотреть:
01«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье») (1967/1987)
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
Вероятно, лучшая лента в фильмографии Кончаловского. Выполненная в революционной по тем временам стилистике гиперреализма, картина была отправлена «на полку», и добралась до зрителя лишь спустя двадцать лет после создания.
«Думаю, что воздействие “Аси” на искушенного зрителя было наотмашь по простой причине. Привыкшие к соцреализму, к определённой манере изображения жизни, люди увидели реальность. Просто реальную русскую жизнь, как она есть. И это потрясло. Ибо жизнь эта была чистая и светлая и в то же время пронзала своей болью, своей нищетой, своей замороженностью».
Андрей Кончаловский
02. «Сибириада» (1978)

Сибириада

Гигантский кинороман, сопоставимый по масштабу разве что с «Двадцатым веком» (1976) Бернардо Бертолуччи. Редкий и поучительный пример того, как официальный заказ, при наличии таланта у исполнителя, может стать шедевром.
«…картина была не только не “госзаказовской”, соцреалистической, но изначально чуждой официальной идеологии. Это была история о том, как техническая цивилизация убивает культуру, природу и человека… Себе же я лишний раз доказал “Сибириадой”, что нет скучных историй, всё может быть предметом искусства – история члена партии, любые официозные темы. Толкование, интерпретация – вот чем живёт искусство. Режиссёрская профессия – это прежде всего искусство интерпретации».
Андрей Кончаловский
03«Поезд-беглец» (1985)
Поезд-беглец
Самая успешная картина американского периода творчества Кончаловского. Режиссёру удалось сделать интеллектуальный боевик, дополнив захватывающую историю побега бывалого уголовника строками Шекспира.
«Поезд здесь – символ эпохи, воплощение вырвавшейся из-под контроля цивилизации. При этом повествование остросюжетно… Странно, что многие восприняли “Поезд-беглец” как фильм типично американский… Какой это американский фильм, когда человек в ответ на слова: “Ты – животное!”, говорит: “Нет, хуже! Я человек!”»
Андрей Кончаловский
04«Одиссей» (1997)
Одиссей
Почти трёхтысячелетний эпос Гомера Кончаловский сделал увлекательным и доступным современному зрителю сериалом.
«Мы хотели сделать эту историю понятной всем. Одиссей – муж, воин, вождь, мужчина, отец, сын. У него есть мать, есть жена, у него родился сын. У него есть друзья, есть враги. Есть обязанности – перед семьей, перед племенем, перед страной. Он уходит на войну – таков его долг человека, воина, вождя. Он воюет, становится героем. Мать ждет его. Ждет жена. Ждет сын… Абсолютно понятные земные вещи, и сегодня столь же очевидные, как и в любые прежние времена. “Одиссея” вполне может происходить и в наши дни. Это путешествие человека к самому себе».
Андрей Кончаловский
05«Дом дураков» (2002)
Дом дураков
Фантасмагория о дурдоме, символизирующем современную, да и, пожалуй, всегдашнюю Россию.
«В “Доме дураков” меня интересовал аспект чеченских событий, ни к военной, ни к политической стратегии и тактике впрямую отношения не имеющий… Мы не хотели потрясать зрителей ни ужасами войны, ни воспеванием героизма любой из сторон. Самым важным было привести зрителей к самой простой и необходимой во все времена истине: человек и в самых сложных обстоятельствах должен и может оставаться человеком».
Андрей Кончаловский



0 коммент.:

Отправить комментарий