20 августа 2012 года исполняется 75 лет Андрею Кончаловскому. Несмотря на внушительный возраст, один из крупнейших современных отечественных режиссёров, прославленный не только на родине, но и за рубежом, по-прежнему активен, бодр и выгодно отличается от своего всем знакомого родственника здравомыслием и адекватностью. Кроме того, Кончаловский продолжает работать над новыми проектами в кино и в театре, пишет статьи и ведёт блог, где в последнее время зачастил с выступлениями политического характера.
Судьба не обидела Кончаловского, дав ему в жизни, кажется, всё, о чём только может мечтать человек. Родился он в более чем благополучной семье заслуженных советских поэтов, Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Детство его было счастливым. Выбор жизненного пути он делал самостоятельно. Вгиковскими педагогами Кончаловского были мэтры советского кино, вроде легендарного Михаила Ромма, а друзьями – самые талантливые люди того поколения: Андрей Тарковский, Андрей Смирнов, Геннадий Шпаликов. В жизни режиссёра было неисчислимое количество романов: редкая актриса его фильмов, обходилась без повышенного внимания. Пять раз он был женат, и сегодня может похвастаться семерыми детьми и восемью внуками.
Кончаловский редко испытывал недостаток в работе, и большинство его картин пользовались признанием. Фильмография «возвышающего обманщика», как он сам называет великих режиссёров, впечатляет своей обширностью и разнообразием. В его карьере были громкие открытия и неожиданные повороты, знаменательные успехи и досадные неудачи. Кончаловский славится своим умением сочетать несочетаемое, быть двойственным, но непротиворечивым. Работая в самых разных жанрах и форматах, он всегда сохранял индивидуальный творческий подчерк, мастерство и чувство вкуса. Редко идя на компромиссы, находил себе место и в советской системе кинопроизводства, и в голливудской, и в современной российской.
В своих работах Кончаловский совмещал реализм и сюрреализм, философию и экшн, детскую сказку и взрослые ужасы, авторское видение и массовый вкус, холодность профессионала и горячность художника, наконец, злободневность и вечность. Дебютная полнометражка «Первый учитель» (1965) представляла собой революционную притчу. Переплетая в «Романсе о влюбленных» (1974) элементы бунтарской рок-оперы и ура-патриотической агитки, сюжетные ходы «Шербургских зонтиков» (Жак Деми, 1964) и «Солдата Ивана Бровкина» (Иван Лукинский, 1956), Кончаловский пел гимн любви юных сердец и доблести советской армии. Государство критиковало за «формализм» его изысканные экранизации русской классики, «Дворянское гнездо» (1969) и «Дядю Ваню» (1970), в то время как некий Чарльз Чаплин за эти фильмы называл Кончаловского «великим режиссёром». Советская интеллигенция ругала «Сибириаду» (1978), обвиняя автора в «продажности большевикам», а в США лента изучалась в киношколах. Эта четырёхчасовая эпопея о нефтяниках и русском народе была возведена до статуса «госзаказа», тогда как десятилетием ранее «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967/1987) была подвергнута категорическому запрету.
Эмигрировав в 1980 году в США, режиссёр лавировал между камерными психологическими драмами, вроде «Возлюбленных Марии» (1984) и «Стыдливых людей» (1987), и «экзистенциальными боевиками», «Поезд беглец» (1985) и «Танго и Кэш» (1988). После возвращения в начале 90-х на родину, Кончаловский обратился к болезненным темам отечественной истории в «Ближнем круге» (1991). Потом переключился на современность в «Курочке Рябе» (1994), «Доме дураков» (2002) и «Глянце» (2007). Анализ причуд российской действительности чередовался с работой над масштабными международными проектами по мотивам мифов и легенд, телесериалами «Одиссей» (1997) и «Лев зимой» (2003). Мировое признание режиссёра не поколебал даже феноменально провальный «Щелкунчик и Крысиный король» (2010). Вольная экранизация Гофмана не только вызвала всеобщее недоумение, но и посоревновалась в идиотизме с «Утомлёнными солнцем-2» (2010, 2011) сами-знаете-кого. Зато режиссёр уверенно доказал: единственное, что в кино категорически не сочетается - это сказка и нацизм.
В своих мемуарах Кончаловский откровенно признаётся: «Я люблю себя… я себя обожаю». И, кажется, есть за что. Он успешно реализовался и в карьере, и, что называется, в личной жизни. При этом на восьмом десятке лет он не выжил из ума и ещё сохранил порох в пороховницах. Секрет, вероятно, в том, что он всегда был предельно искренним сам с собой. В частности, кино снимал так, как считал нужным, то есть, вкладывая душу, интеллект и мастерство.
5 фильмов Андрея Кончаловского, которые стоит посмотреть:
01. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье») (1967/1987)
Вероятно, лучшая лента в фильмографии Кончаловского. Выполненная в революционной по тем временам стилистике гиперреализма, картина была отправлена «на полку», и добралась до зрителя лишь спустя двадцать лет после создания.
«Думаю, что воздействие “Аси” на искушенного зрителя было наотмашь по простой причине. Привыкшие к соцреализму, к определённой манере изображения жизни, люди увидели реальность. Просто реальную русскую жизнь, как она есть. И это потрясло. Ибо жизнь эта была чистая и светлая и в то же время пронзала своей болью, своей нищетой, своей замороженностью».
Андрей Кончаловский
02. «Сибириада» (1978)
Гигантский кинороман, сопоставимый по масштабу разве что с «Двадцатым веком» (1976) Бернардо Бертолуччи. Редкий и поучительный пример того, как официальный заказ, при наличии таланта у исполнителя, может стать шедевром.
«…картина была не только не “госзаказовской”, соцреалистической, но изначально чуждой официальной идеологии. Это была история о том, как техническая цивилизация убивает культуру, природу и человека… Себе же я лишний раз доказал “Сибириадой”, что нет скучных историй, всё может быть предметом искусства – история члена партии, любые официозные темы. Толкование, интерпретация – вот чем живёт искусство. Режиссёрская профессия – это прежде всего искусство интерпретации».
Андрей Кончаловский
03. «Поезд-беглец» (1985)
Самая успешная картина американского периода творчества Кончаловского. Режиссёру удалось сделать интеллектуальный боевик, дополнив захватывающую историю побега бывалого уголовника строками Шекспира.
«Поезд здесь – символ эпохи, воплощение вырвавшейся из-под контроля цивилизации. При этом повествование остросюжетно… Странно, что многие восприняли “Поезд-беглец” как фильм типично американский… Какой это американский фильм, когда человек в ответ на слова: “Ты – животное!”, говорит: “Нет, хуже! Я человек!”»
Андрей Кончаловский
04. «Одиссей» (1997)
Почти трёхтысячелетний эпос Гомера Кончаловский сделал увлекательным и доступным современному зрителю сериалом.
«Мы хотели сделать эту историю понятной всем. Одиссей – муж, воин, вождь, мужчина, отец, сын. У него есть мать, есть жена, у него родился сын. У него есть друзья, есть враги. Есть обязанности – перед семьей, перед племенем, перед страной. Он уходит на войну – таков его долг человека, воина, вождя. Он воюет, становится героем. Мать ждет его. Ждет жена. Ждет сын… Абсолютно понятные земные вещи, и сегодня столь же очевидные, как и в любые прежние времена. “Одиссея” вполне может происходить и в наши дни. Это путешествие человека к самому себе».
Андрей Кончаловский
05. «Дом дураков» (2002)
Фантасмагория о дурдоме, символизирующем современную, да и, пожалуй, всегдашнюю Россию.
«В “Доме дураков” меня интересовал аспект чеченских событий, ни к военной, ни к политической стратегии и тактике впрямую отношения не имеющий… Мы не хотели потрясать зрителей ни ужасами войны, ни воспеванием героизма любой из сторон. Самым важным было привести зрителей к самой простой и необходимой во все времена истине: человек и в самых сложных обстоятельствах должен и может оставаться человеком».
Андрей Кончаловский
0 коммент.:
Отправить комментарий