01 апреля 2013

Рецензия на фильм «Белоснежка»

Чёрно-белое немое кино не стало трендом после выхода «Артиста». Просто Пабло Берхер очень долго снимал свою «Белоснежку».

Этот фильм напоминает «работу на заданную тему», как будто автор ограничил себя несколькими условиями и попытался в них разместить всё, что сочтёт удачным. Рассказать классическую сказку братьев Гримм, используя чёрно-белое изображение без звука, музыку, и вписать это в Испанию 1920-х – нет ничего проще. Или нет?



Конечно, это сложно, но не потому, что никто не знает, как делается немое кино – все знают, все видели, все читали. Но опыта создания немого кино ни у кого нет, разве что у Азанавичуса, и теперь вот у Берхера. В 1920-х режиссёры снимали по несколько фильмов в год, не то, что сейчас. Это было очень простое и практически конвейерное производство. Кто-то умудрялся снимать шедевры, не думая, что через 90 лет его технику будут считать винтажным чудачеством. Но вообще немое кино очень выразительно по причине намеренного упрощения, и из-за условий, которые тогда определялись современными техническими средствами, кажется примитивным. Актёры в немом кино должны играть как в немом кино. Нельзя снимать фильм без звука в стиле реализма, на полутонах. Теоретически, можно, многие пробуют, но у них получаются милые короткометражки, которые не идут дальше youtube. Нельзя рассказать «Девушку с татуировкой дракона», просто выключив звук. Но можно, переписав сценарий и очень сильно его упростив, введя возможность для актёров играть жестом, мимикой, физическим действием – гротескно и «театрально». Как дороги, построенные римлянами 2 тысячи лет назад поверх древних варварских троп, закатанные сегодня в асфальт и названные автострадами, не могут идти иначе, а только так, как они идут тысячи лет – по наиболее рациональному пути, так и немое кино не может быть другим, потому что тысячи раз снятое, оно естественным образом зафиксировалось в истории искусства – таким вот «смешным» и «примитивным».



Поэтому создание немого фильма сегодня – это тонкое балансирование на грани. Нужно не забывать ни о заданных условиях, ни о зрителе. Одна из самых отвратительных тематик в «самодельном» кино – снимать двойника Чарли Чаплина, причём его почему-то должна играть молодая девушка. Без звука, с весёлой музыкой, актриса с усиками и в котелке получает ведром по голове, путается в шторах, а в конце обязательно попадает лицом в торт, но мне не смешно. Потому что заданные условия выполнены, но о зрителе никто не думает. Может, его снимают лично для Чаплина? Ведь зритель всё это уже видел. Нужна история, способная «держать» зрителя у экрана полтора часа, и история, простая настолько, чтобы быть рассказанной простыми, «немыми» методами.



У Берхера историей стала сказка о Белоснежке – не нужно никому ничего объяснять, образы уже полтора столетия впечатаны в коллективную память человечества. Но он переносит эту историю на основу испанской корриды, которую тоже никому не нужно подробно расписывать – это схватка человека и быка, и её смотрят на аренах без комментария, воспринимая только визуально. Мать Белоснежки у Берхера была танцовщицей, и девочку учила танцам бабушка – танец стал ещё одним способом донести множество эмоций и мыслей без слов. Мачеха обожает себя, моду и секс – и это тоже может быть показанным без слов, визуально. И так далее – все чувства и эмоции, все мотивы и поступки в фильме таковы, что могут быть показаны без слов. Здесь нет конфликтов, возникающих из разговоров, и нет важных событий, происходящих в беседах. Такой строгий подход к истории, а также правильное использование музыки, отчасти заменяющей звуки шагов, хлопков и эмоциональных возгласов, дало то самое сочетание, которое делает немое кино выразительным и интересным одновременно. Этот фильм невозможно не досмотреть до конца, потому что он красив, остроумен и он захватывает, хотя тебе и кажется, что ты знаешь об этой истории всё. Или не всё?

Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий