29 апреля 2013

Толстой. 100 лет в кинематографе. Часть 1

Лев Толстой жил в удивительное время. Он умер в 1910 году, когда в жизнь людей вошло столько новых, незаменимых нынче, вещей – телефон, автомобиль, самолёт. И кино тоже делало свои первые шаги во всём мире и, с запозданием, в России. Конечно, Толстой столкнулся с кинематографом. И не только, как автор романов, которые потом экранизировали почти каждый год.


Первое знакомство великого писателя с кинематографом состоялось в 1908 году, когда легендарный кинорепортёр Александр Дранков явился с аппаратом в Ясную Поляну. Естественно, он получил от ворот поворот, но, как истинный папарацци, вовсе не удалился, а занял «выжидательную позицию». Как пишет киновед Валентина Рогова, позиция Дранкова была в уборной, и съёмка велась через фигурную прорезь в двери – Толстой гулял по саду. По словам Роговой, целью прогулки была именно уборная, куда граф направлялся с определённой целью, но заветная кабинка была занята кинооператором. Однако известный кино-деятель тех лет Самуил Лурье утверждает, что Дранков снимал Толстого в других обстоятельствах – писатель был болен и съёмка велась на балконе усадьбы.


Как бы там ни было, интересно отношение Толстого к кинематографу: разглядел ли он его возможности? Оценил ли важность для искусства? И да, и нет. Толстой очень заинтересовался технической новинкой, и наблюдая за собой на экране, жалел, что не может вот так посмотреть на отца или мать. Он видел в кинематографе возможность показать людям то, чего они сами увидеть по разным причинам не в состоянии, считал «разумным и поучительным зрелищем те видовые и научные картины, которые мы демонстрировали в Ясной Поляне (Военно-Грузинская дорога, город Дели в Индии, на табачных плантациях и пр.)», пишет газета «Сине-Фоно». И в то же время, короткометражка по собственной пьесе «Власть тьмы» вызвала у Толстого отвращение. Выходит, он видел в кинематографе только документалистику? Выходит, не разглядел?

Тяжело было разглядеть. В первые годы своего существования в России кинематограф оставался диковинкой, аттракционом, движущимися фигурками, и поэтому в кинопроизводстве царил полнейший лубок. Ведь никто толком не умел ещё писать для кино, поскольку драматургия оперировала словами, речью. «Великий немой», как называл кинематограф другой российский писатель Леонид Андреев, был ещё невероятно далёк от искусства.


Впрочем, в этом нелёгком пути Толстой с самых первых лет был невольным спутником кинематографа. В 1909 году в Париже снимается картина «Воскресение». По словам того же Лурье, получилась «развесистая клюква». Это считается первой кинокартиной по произведению Толстого. В том же году в США за Толстого берётся Дэвид Гриффит, и снимает на знаменитой студии «Байограф» то же «Воскресение». За несколько лет, последовавших после смерти Толстого, только недальновидный кинопродюсер не заставил своих режиссёров снять что-нибудь «по Толстому». Одно имя писателя на афише привлекало толпы зрителей.


По-настоящему серьёзным фильмом-экранизацией толстовского произведения стал «Отец Сергий» Якова Протазанова, вышедший в 1918 году. Создание немого фильма в жанре психологической драмы было немыслимым подвигом. Режиссёру и исполнителю главной роли Ивану Мозжухину аплодировали стоя – и в России, и в Европе. Но Толстой был более «гражданином мира», чем любой другой из русских писателей, и заграница в долгу не осталась.


В 1927 году выходит немой фильм «Любовь» с Гретой Гарбо в главной роли, снятый по мотивам «Анны Карениной». У фильма было два финала – знакомый нам «на рельсах» для проката в Европе, и счастливый, где Вронский и Анна остаются вместе после смерти Каренина – для проката в США. Мелодраматическая история имела огромный успех. Снятая же в 1935 году «Анна Каренина» с той же Гарбо получила признание не только у зрителей, но и у критиков, став одной из лучших работ актрисы. В 1948 выходит на экраны следующий знаковый фильм по Толстому. И снова это «Анна Каренина». Теперь за русский роман о любви взялись британцы, а главную роль сыграла Вивьен Ли.



Денис Куклин, Оригинал

0 коммент.:

Отправить комментарий