10 мая 2013

Коломбиана (2011) рецензия


Всё дело в цветочке

Что это: боевик про девушку киллера. Неожиданно так.

На что похоже: «Леон», «Никита», «Солт».

Зачем смотреть: убить время, проникнуться презрением к Бессону, убедиться в бездарности Салданы.

Я долго и упорно пытался вспомнить, среди всех просмотренных в 2011 году, фильм хуже. «Конан-варвар» выглядит предпочтительнее, поскольку фэнтэзийный, и претензии по ляпам к нему бессмысленны. «Свадьба по обмену», по крайней мере, содержала одну хорошую шутку. «Коломбиана» превзошла их всех – в нелепости и в необоснованном пафосе.

Как Люк Бессон ухитрился снять «Леона», учитывая все его последующие «достижения», я не знаю. Возможно, это было мистическое совпадение, и заслуга автора в том небольшая. После всех «Таксей», которые он написал, после всех «Перевозчиков» и «Минипутов», моё доверие к Бессону было подорвано окончательно. Поэтому от «Коломбианы», которую снимал протеже Бессона Оливье Мегатон по сценарию и под присмотром маэстро, я ожидал именно этого – провала. Так и случилось.

Во-первых, Бессон бессовестно использует отработанный образ девочки-киллера, эмоциональной, как кофейный автомат и устрашающей, как поросёнок Фунтик. Раз это прокатило – и Портман сыграла блесятще, и, как я уже говорил, дядька с бородой лично с неба курировал «Леона». Но каждый большой мастер знает – повторяться не нужно. Судя по фильмографии Бессона, он об этом принципе не слышал – сиквел на сиквеле. Это простая работа, конвейерная, приносит небольшой, но стабильный доход. И раздражает всех.



Во-вторых, пошлость и халтура ещё на уровне сценария. Бессон ни на минуту не задумывается о психологии людей, не вспоминает о существовании реального мира, и вопиюще безответственно относится к подготовке сценария. И, судя по всему, он окружил себя почитателями и льстецами, ни один из которых не может ткнуть мастера бородой в сценарий и сказать: «Так не бывает». Ну не делают в камерах предварительного заключения вентиляционные отверстия размером с телевизор, и не ставят на них решётки, снимающиеся голыми руками. И вентиляционные шахты, в по которым может путешествовать герой, могут быть в небоскрёбе Накатоми, но не в тюрьме. И колумбийских наркобаронов правительство не переселяет в штаты, чтобы им удобнее было наркотой торговать. И паркурщики, как правило, не являются членами ОПГ, даже колумбийских.


Но – и это в-третьих – все эти «мелочи» херятся исключительно для «крепости сюжета». Это было бы терпимо, если бы сюжет, действительно таковым являлся. Однако логика, мотивация поступков и прочая профессорская хренотень были принесены в жертву крутости – прыжков, перестрелок, пряток. Это явно рассчитано на 14-летних пацанов, но даже у них, думаю будут претензии. Бессон и Мегатон не чувствуют меры – есть черта, за которой крутость становится глупостью. Тут надо или отойти назад, и внести реализма, или идти до конца, снимая поэтический боевик типа «Отчаянного». Но им показалось, что всё нормально. Я не верю в существование киллера-балерины, крошащей матёрых бандитов и здоровенных секьюрити. Я не верю в существование агента ФБР, который ведёт расследование убийств, сидя за компьютером. Я не верю в существование чикагского гангстера, который расстреливает случайно проезжающую мимо машину среди бела дня, чтобы объяснить племяннице необходимость быть осторожным. Но более всего я не верю в любовную историю киллера и художника – все их встречи и постельные игры сняты со слащавой пошлостью и цензурными ограничениями, достойными сериала на «Интере».



В-четвёртых, такое говнище мог бы вытянуть некто харзиматичный. Достаточно лысый, с британским акцентом, суровым профилем, с брутальной небритостью. Зои Салдана таковой не является. У неё вообще хоть одна хорошая роль в карьере есть? Ещё мог бы помочь не менее харизматичный антигерой – с пустующим взглядом, нервным тиком, умением играть наркотическое опьянение, мерзкий и притягательный одновременно. Но его тоже не было. Могли бы помочь олдскульные драки, которые помогли сценарно хилым «Неудержимым», но единственная драка с «боссом пятого уровня» была смонтирована в темпе, настолько быстром и модном, что вызвала тошноту, учащённое сердцебиение и жалобу на головные боли. Мог помочь простенький цветочек в горшочке, который, как мы знаем, киллеры любят носить с собой, но вместо этого нам предложили вычурную колумбийскую лилию, которая растёт только в одном месте на земле. Довыпендривались, в общем.

Вердикт: говно.

Денис Куклин, Оригинал.

0 коммент.:

Отправить комментарий