20 мая 2013

Необыкновенный фашизм - 2. Как такое может случиться вновь

Продолжение статьи "Необыкновенный фашизм"

Пожалуй, разбираться в причинах возникновения Третьего Рейха кинематографисты не устанут ещё много лет. И в каждом таком фильме ясно слышится «такого больше не должно произойти» – киношники создают социальные киноленты, говорят со зрителем, воспитывают его уже почти 70 лет. Но зритель, кажется, смотрит совсем не те картины.

Голливуд довольно часто обращается к теме нео-нацизма и связанных с ним субкультур. Если англичанин Стэнли Кубрик в «Заводном апельсине» (1971) рассматривает деструктивный потенциал подростков лишь с намёком на современную ему британскую молодёжь, то в США скинхедов называют своими именами. Фильмах о новом фашизме было много, но особую популярность приобрела «Американская история X» (1998) – не в последнюю очередь благодаря актёрской работе Эдварда Нортона. Первую половину картины последовательно излагается путь, который привёл Дерека Виньярда в ряды нео-фашистов, и излагается убедительно. Если для возникновения фашизма в Веймарской Германии были социальные предпосылки, то и сегодня от них никто не застрахован. Но во второй половине фильма Дерек разочаровывается в этом движении – и наркотой наци не гнушаются, и негры – не такие уж отвратительные создания, и гуру их группировки оказывается самолюбивой посредственностью. А предпосылки-то остались! И эмигранты, и квоты для нацменьшинств, и разгул наркоторговли и преступности в чёрных гетто. В довершение всего младшего Виньярда «мочит в сортире» никто иной, как местный чернокожий гопник.



В целом, фильмы о новых фашистах куда менее оптимистичны, чем фильмы о фашистах Третьего Рейха. Каждая такая картина пытается сказать, что путь фашизма – тупиковый, и каждому человеку стоит помнить это, но обстоятельства, приводящие к фашизму, являются факторами, на которые «поумневший» зритель влиять не в состоянии. А они всё те же, что и 70 лет назад. И несмотря на тысячи книг и сотни фильмов о Холокосте, сегодня миллионы людей во всём мире испытывают к евреям праведную арийскую ненависть. В речах Геббельса евреи были грязными, нищими, ленивыми, и в то же время – владельцами банковских корпораций, негласными советниками демократических режимов. А, кроме того – идеологами коммунизма и настоящими правителями и спонсорами большевистской России. Все эти взаимоисключающие роли симпатики фашизма приписывают евреям и сегодня. Даже отрицание факта Холокоста сплетается с презрением за покорность евреев во время этого самого «не существовавшего» геноцида. Тесное сплетение судеб и идеологий еврейства и фашизма наиболее ярко показал режиссёр-дебютант Генри Бин в своём «Фанатике» (2001) – еврей Дэнни Бэлиант из-за пытливого ума становится антисемитом и НС-скинхедом. Он не отрицает Холокост, но он не может понять, как 4 миллиона человек могли покорно идти на смерть, не пытаясь сражаться за свою жизнь. Противоборство двух идеологий, двух жизненных парадигм рождает немыслимые сочетания. Ненависть к соплеменникам за непротивление злу толкает его в другую крайность. И для него фашизм привлекателен именно антисемитизмом. Можно ли подсчитать, скольких людей сегодня этой своей чертой привлекает фашизм?



В Германии же кинематографисты пошли ещё дальше – они вышли за рамки социальных факторов и обратились к психологии групп. Нашумевший в своё время фильм «Эксперимент» (2000) основан на эксперименте доктора Зимбардо, проведённом в Стэнфордском университете ещё в 1971 году. Обыкновенные мужчины, игравшие в надзирателей и заключённых, через несколько дней потеряли человеческий облик – первые превратились в цепных псов, а вторые – в испуганных овец. В фильме один раз произносится слово «фашизм», но выводы на поверхности – Третий Рейх мог возникнуть в любой стране, даже с самой либеральной культурой. Главными факторами оказалась власть над людьми и служебная обязанность. С одной стороны, этот фильм мог бы послужить оправданием тысячам охранников «лагерей смерти», однако авторы нашли место и для «честного надзирателя». Правда вот его самого за гуманность отправили за решётку – чем вам не либеральная оппозиция в фашистской Германии? Круг замкнулся, Третий Рейх в миниатюре воссоздан. И самое впечатляющее – эксперимент Зимбардо вовсе не вымысел сценаристов-конъюнктурщиков, это реальное научное исследование, изучамое во всех вузах.



Спустя 8 лет в Германии вышел на экраны ещё один фильм о глубинах человеческой души, и снова основанный на реальном инциденте в США. На этот раз за основу взят эксперимент педагога Рона Джонса, который пытался, играя, объяснить ученикам суть автократии. В фильме «Волна» (2008), однако, финал несколько драматизирован, не потеряв при этом реалистичности. Но важно не количество человеческих жертв, а сам феномен – за пять дней убеждённому антифашисту удалось создать из обыкновенных школьников прототип нео-нацистской молодёжной организации. Примечателен вопрос учителя в начале фильма: «Возможно ли возникновение автократии в наши дни?». «Нет, конечно, – считают ученики. – Мы для этого слишком образованы». Однако учителю удаётся вовлечь их в свой эксперимент, играя на привычных чувствах. Сплочённость вместо разобщающего индивидуализма, желание быть деятельным вместо долгих лет учёбы, командная работа вместо духа соперничества – он противопоставляет традиционным принципам демократического общества более привлекательные принципы общества коллективного. Он сознательно умалчивает о негативных сторонах автократии, с целью объяснить, как фашизм мог увлечь людей, однако эти негативные стороны появляются сами собой, как неотъемлемая часть прививаемой детям идеологии.



Немцы прекрасно знают собственную историю, и им не нужно смотреть «Операцию Валькирия» (2008), чтобы узнать о «Покушении 20 июля». Их интересует вопрос, каким образом их любимые деды могли быть послушными орудиями безумного режима? И как могло случиться то, что сегодня история повторяется вновь?




Денис Куклин, Оригинал





0 коммент.:

Отправить комментарий