Кто не слышал фразу: «Важнейшим из искусств для нас является кино»?
Конечно, в начале XX века Владимир Ильич счёл уместным добавить «и
цирк», потому что силу кинематографа для воспитания народных масс в те
годы тяжело было объективно оценить. Однако пророческую составляющую
этой фразы сегодня можем оценить мы. Кино формирует мировоззрение
поколений, и от того, какое кино крутят в кинотеатрах, зависит будущий
облик страны. Это понимали большевики, это понимали и фашисты.
Конечно,
в условиях либеральной экономики влияние государства на кинематограф
ограничено – можно профинансировать бюджетными деньгами очередной
патриотический пук, вроде «Адмирала», а если денег жалко, то можно бесплатно запретить какого-нибудь чересчур свободного «Бруно».
По-настоящему опасных идей в кино сегодня можно не опасаться – они
коммерчески неуспешны, а значит, в прокат не попадут. Но эти два метода –
финансирование и запрещение – всегда останутся главными в отношениях
государства и кинематографа.
Если
же государство автократично, то финансирование и запрещение становятся
главными и единственными движущими силами в киноиндустрии – государство,
владеющее монополией на кино, может делать с народом всё, что захочет.
Пока не изобрели телевидение, именно кинематографом, как главным
средством воспитания народа, пользовалось Рейхсминистерство народного
просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Паулем Геббельсом.
Руководивший отделом пропаганды в НСДАП ещё с 1929 года, чуть ли не
единственный высокопоставленный нацист с высшим образованием, Геббельс
явно тяготел к творчеству, надеясь реализовать свой потенциал с помощью
послушной игрушки – студии «Universum Film AG».
Очистив
студию от евреев, Геббельс наладил производство фильмов двух типов:
«жизнерадостные мюзиклы-комедии» и «суровые фильмы о патриотизме». Ну, а
что же ещё нужно простому немецкому труженику? Не психологические же
драмы с не дай Бог, сомнениями и противоречиями? Воспитание однозначного
отношения зрителя к явлениям жизни сам Геббельс проиллюстрировал
знаменитой фразой: «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».
Хотя
все эти фильмы (1363 полнометражных картины с 1933 по 1945 годы) были
довольно низкого качества, некоторые из них всё же вошли в историю кино.
В первую очередь, это документальные ленты «Триумф воли» (1935) и «Олимпия» (1938) Лени Рифеншталь.
Почти нейтральная «Олимпия» была посвящена Олимпийским играм 1936 года,
проходившим в Берлине, и является гимном человеческому телу – сотни
атлетов и атлеток позировали Лени, позволив создать незабываемое полотно
красоты и гармонии. Клип «Stripped» немцев Rammstein как раз создан из кадров «Олимпии».
В
то же время её более ранняя работа «Триумф воли» была насквозь
пропагандистская – почти два часа на экране длится рассказ о съезде
НСДАП в Нюрнберге. Как раз в этом фильме Геббельс произнёс фразу: «Может и хорошо обладать властью, основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоевывать и не терять сердца людей».
Этот фильм стал одним из наиболее выдающихся документальных фильмов в
истории – его пропагандистскую мощь чувствуешь на себе и сегодня. К
прямому цитированию «Триумфа воли» прибегнул Джордж Лукас в одной из сцен «Звёздных войн IV».
Ещё один документальный фильм «Вечный жид» (1940) авторства Фрица Хиплера,
рассказывающий о деструктивной роли еврейства, воспитывал в немцах
отвращение к этому народу. В фильме использовались кадры из жизни
евреев, быт Варшавского гетто. Сегодня просмотр этого фильма
проблематичен – к примеру, в России он запрещён.
Но именно отношение нацистов к евреям спровоцировало создание первой антифашистской картины – «Великий диктатор» (1940). Чарли Чаплин,
до того сопротивлявшийся звуку в кино, первым заговорил с экрана об
угрозе фашизма для человечества. Основой фильма стал сатирический сюжет,
в котором параллельно развиваются две истории – безымянного
еврея-парикмахера и диктатора некоей страны Томании. Замеченное ранее
внешнее сходства Чаплина с Гитлером комик использовал
для высмеивания фюрера – палач миллионов стал смешным коротышкой с
манией величия. Чаплин высмеял и милитари-стайл диктатора, и его манеру
речи, и самолюбование и даже его международную политику. Но главной
«фишкой» стало то, что его собственные верноподданные путают отца народа
с жалким жидом, «гнусность» которого должны были почуять за километр. И
вместо вдохновляющей нацию речи двойник диктатора говорит о
отвратительной сути его диктатуры и о будущем царстве свободы и
человечности. Этот фильм не только был запрещён в Германии, но
пробивался через множество преград в либеральных США – многие американцы
предпочитали Гитлера Чаплину. Сталин также не позволил
прокат «Великого диктатора» в СССР – в 1940 году казалось
предпочтительнее дружить с завоевателем Польши и Франции.
Свой мощный киноответ на фашизм в Советском Союзе появился в 1965 году, когда на экраны вышел «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма.
Использовав кинохронику Третьего Рейха, фотографии из немецких архивов и
даже кадры из упоминавшегося «Триумфа воли», Ромм показывает фашистскую
Германию не как круги ада или бесконечные ряды казарм, а как
процветающую капстрану. Вот немецкие школьники, вот эстрада, вот заводы и
фермы. По немецким улицам ходят обыкновенные люди, в немецких домах
живут обыкновенные семьи. Однако над этой обыкновенностью царит
идеология фашизма, геббельсовская «унификация», абсолютно однозначное
трактование всего. И Ромм, несмотря на его эмоциональный и даже
предвзятый закадровый комментарий, пытается показать, что фашизм
зародился и расцвёл не в обществе убийц и садистов, а в самом
обыкновенном обществе. И следовательно, он может зародиться в любой
момент, в любом месте – стоит только забыть о прошлом.
Многие
последующие картины, касавшиеся темы фашизма, изучали произошедшее с
искренним желанием узнать, как такое могло случиться. И найдя ответ,
кинематограф преподносил его зрителям, в надежде, что память о прошлых
ошибках не позволит случиться ошибкам новым. Однако, как оказалось,
Третьим Рейхом тема возникновения фашизма не исчерпалась. Сегодня для
этого достаточно своего материала.
А поэтому: продолжение следует.
0 коммент.:
Отправить комментарий