30 апреля 2013

Рецензия на сериал «Доктор Кто», 1-й сезон

Два валлийских продюсера, Рассел Т. Дэвис и Джули Гарнер каждый по отдельности, давно мечтали о возвращении на экраны «Доктора Кто», самого популярного сериала Британии и одного из самых выдающихся персонажей научной фантастики. Дэвис и Гарнер встретились на местном лондонском телевидении и подробно обсудили свою общую мечту. Когда Гарнер устроилась на BBC, она поняла, что пришло время воплощать мечты в реальность. Дэвис по её приглашению присоединился к крупнейшему телеканалу страны и работа над «Доктором» началась.

У сериала с 50-летней историей есть, конечно же, своя мифология. Продюсеры старались сохранить максимально возможное количество деталей, чтобы обеспечить преемственность. Другими словами, их задачей было возвращение старой аудитории спустя 15 лет после закрытия сериала, и привлечение новой, избалованной современной фантастикой. Сезон, который должен был быть 25-м, назвали первым.

Конечно, для преемственности важна и личность Доктора с его чудачествами и принципами, и его своевольная ТАРДИС, и извечные враги и верные спутники. Но главная особенность старого сериала, которая бросается в глаза, и которую Дэвис и Гарнер старались подчеркнуть в первой серии сезона — нарочито дешёвые спецэффекты. В 1960-е на телевидении картонные стены и пришельцы, созданные из подручных кастрюль, были нормой. В 2005 году первая серия первого сезона посвящена инопланетным захватчикам, использующим пластиковые манекены для атаки на землю. Это выглядит очень дёшево и очень смешно, как и картонные стены, плохое освещение и замыленность кадра, которую я не видел с 1990-х. В последующих сериях авторы плавно начали переходить к более дорогим спецэффектам, стали по полной использовать компьютерную графику, но именно этот пластиковый треш в прайм-тайм на главном канале Великобритании заставил меня обратить внимание на «новый» сериал. Думаю, что многих он отпугнул, но в общем задел оказался очень удачным — сериал пошёл «на ура», а переход от классического «Доктора» к «Доктору XXI века» прошёл безболезненным.


В отличие от других фантастических сериалов, «Доктор Кто» с самого первого сезона фокусируется не на пришельцах с их чудными идеологиями, и не на сверхъестественном, и даже не на путешествиях во времени, а на людях и человечности. И человечность эта воплощена как раз в самом прекрасном пришельце всех времён и народов — в Докторе. Если кто не знает, Доктор — представитель гуманоидной расы Повелителей Времени (насчёт их первоначального, более скромного названия я не уверен). Его соплеменники сумели открыть технологию путешествий во времени, наделили сами себя способностью регенерировать и Доктор, как единственный выживший из своей расы, предстаёт перед зрителем, как одинокий и бессмертный хранитель Вселенной, путешествующий во времени и пространстве, чтобы защищать слабых, помогать бедным и с туристическими целями. Доктор почему-то очень любит людей — видимо из-за этой своей врождённой человечности. Остальные Повелители времени бывают и жестокими, и алчными. Но восхищение Доктора людьми никак не умаляет восхищение, которое зрители испытывают к Доктору. Его христианско-толстовско-гандийский принцип ненасилия частенько мешает ему спасать планеты и отдельных существ, ведь в фантастике главный герой никогда не отказывает себе в убийстве врагов. Но как именно Доктору удаётся выпутаться из ситуации, не причинив никому вреда, и является главной интригой сериала.


Первый сезон разбит на 12 эпизодов, и некоторые из них иногда попарно складываются в одну историю. Кроме того, на протяжении всех эпизодов Доктор сталкивается с неким загадочным выражением, которое является сюжетной аркой, объединяющей весь сезон. Таким образом, в конце все предыдущие истории объединяются в одну большую проблему, которая, конечно же, угрожает полным уничтожением Земли, но которую Доктору придётся решать. Некоторые персонажи и истории приходят и уходят, а некоторые «пробрасываются» в следующие сезоны. Дэвис создаёт удивительно сложное и захватывающее приключение длиной в несколько лет, и каждый новый зритель может включиться в сериал с любой серии — ему будет и понятно, и интересно.

Из эпизодов особо хотелось бы выделить пару "Пустой ребёнок"/"Доктор танцует«. Вообще «Доктор Кто» на протяжении всей своей истории являлся постоянным номинантом и лауреатом «Хьюго» — главной фантастической премии мира, иногда уступая первенство «Звёздным войнам» или «Стартреку», а иногда и оттесняя их на второй план. Эпизоды первого сезона не стали исключением, и получили заветную награду. В этой серии спецэффекты достигают невиданных для «Доктора» высот — Лондон бомбардируют немецкие эскадрильи, а в воздухе парят защитные аэростаты, на одном из которых беспомощно повисла спутница Доктора Роуз. Её снимает с аэростата капитан Джек и приглашает на свой космический корабль, пришвартованный к Биг-Бену. Они пьют шампанское на крыле звездолёта и флиртуют, а тем временем Доктор расследует историю странного мальчика, который ищет свою маму. Ребёнок постоянно повторяет «Ты моя мама?», его лицо стало противогазом, а каждый, кто прикасается к нему, повторяет его судьбу. В этих эпизодах место нашлось и трудной загадке с непредсказуемым решением, и иллюстрации нравов в Лондоне времён войны, и сильной драматической истории, которая легла на плечи Флоренс Хот, игравшей девочку по имени Нэнси. И, как всегда, Доктор находит наиболее справедливое, верное и человечное решение проблемы, позволяя чувствительным зрителям выплакаться, а бесчувственным восхититься лихо закрученному сюжету.


Кроме того, в первом сезоне нашлось место и критике человеческого общества и человеческих слабостей, глупостей и привычек — авторы показывают доведённую до предела страсть к пластической хирургии в серии «Конец света», странную привычку подчиняться властям, какими бы они ни были в сериях «Пришельцы в Лондоне» и «Третья мировая война», стебутся над карьеризмом и доверием к теленовостям в «Долгой игре», и издеваются над реалити-шоу «Большой брат», передачами «Снимите это немедленно!» и «Слабое звено» в эпизоде «Плохой волк».


«Доктор Кто» с этого первого сезона проявляет себя, как интеллектуальный, но при этом очень эмоциональный сериал. Причём эмоции эти вызываются не переживаниями главных героев или слезодавительными сценами, а трудным моральным выбором, который каждый раз встаёт перед Доктором, его отношениями со своими спутниками, которые восхищены им по умолчанию, и готовы ради него на подвиги, на которые даже сам Доктор неспособен. И так далее — стоит лишь подсесть на «Доктора» и эмоции по поводу каждой серии навсегда остаются с вами.


И уже в самом конце сезона авторы делают классический для сериала финт — Доктор физически умирает и ему нужна регенерация. Это значит, что актёр Кристофер Экклстоун, ставший Девятым Доктором, и отработавший лишь один сезон, передаёт эстафету Дэвиду Теннанту, Десятому Доктору. Хотя Экклстоун был главным героем всего один сезон, он успел наделить его особыми, присущими только Девятому Доктору чертами — рассеянностью, чёрным кожаным плащом, фразой «Фантастика!» и строгим взглядом. Доктор Теннанта будет совсем не такой — всклокоченные волосы, брюки дудочкой и кеды. И это — мой любимый Доктор. Но о нём — в рецензии на второй сезон сериала «Доктор Кто».

Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий