Сергей Ткачёв, особо не задумываясь, снял классический новогодний фильм по всем стандартам – история начинается с бархатного голоса закадрового рассказчика, главный герой, одинокий, интеллигентный, вечно бурчащий и суетящийся, 31 декабря попадает в незапланированную ситуацию, из которой отчаянно хочет выбраться, но бой курантов застаёт его чёрти где и чёрти с кем. И в итоге оказывается, что всё не так уж плохо, незнакомые люди ставятся хорошими друзьями, и где-то в новом году героя ждёт светлая и чистая любовь.
Успех рязановской «Иронии судьбы» предопределил для отечественных кинематографистов поджанр романтической комедии – новогодняя история. Конечно, не Рязанов её придумал, в США давно уже стала классикой «Квартира», а до неё, ещё в 1946 году вышла «Эта замечательная жизнь», в которой было всё то же самое, что и во всех новогодно-рождественских фильмах, только немного больше волшебства. Как ни странно, даже «Ёлки» повторяют ту же самую историю. Но почему «Праздник взаперти» оказывается симпатичнее «Ёлок»?
Наверное, дело в гламуре. Например, в надоевших гладких и ухоженных физиономиях Урганта и Слепакова, которых в «Ёлках» нам пытаются выдать за «простых парней». В «Празднике взаперти» герой не очень удачлив в жизни – несостоявшийся актёр, подрабатывающий Дедом Морозом. Он по сюжету попадает в квартиру Михаила Сорокина – менеджера неизвестного звена, зарабатывающего достаточно, чтобы провести уикэнд с любовницей в Париже. Но почему-то квартира Сорокина выглядит… нормально. Не как в кино, а как у менеджеров такого же звена в жизни – в квартире есть, например, и современные двери поставленные в изначально пустые проёмы, и старый красивый сервант, каких сейчас уже не делают (и – о боже мой! – книги). Создание неадекватно гламурных и кичливых интерьеров – одна из самых раздражающих особенностей российского кино. Вторая крайность тоже присутствует – создание атмосферы грязного подвала, где только что бездомный алкоголик зарезал приятеля. Вся Россия, судя по российскому кино, живёт в этих двух типах квартир. Почему-то у одного Ткачёва получилось выйти за эти пределы.
Галерея интересных и забавных персонажей, очень-очень много остроумных фраз, так и просящихся в народ, необычные повороты сюжета – фильм, будучи изначально вторичным, то тут, то там вдруг показывает свои свежие и оригинальные стороны, становясь немного больше тех, штанишек, которые ему назначил создатель.
Разумеется, как любой не-шедевр, «Праздник взаперти» можно поругать. Главная проблема – это местами ужасно плохие актёры. Причём, если вы видите кого-то, кто плохо играет, знайте, что его/её фамилия Ткачёв/Ткачёва. Таковы Лёля, племянница милиционера, брат Снегурочки. Разве что роль самого Сергея Ткачёва, была убедительна. И, опять же, разве это не издёвка над «старшими товарищами» – режиссёр Михалков в своём фильме играет русского царя, а режиссёр Ткачёв себе назначил роль парижского бомжа.
Режиссёр, он же сценарист, он же продюсер, он же художник-постановщик, он же композитор, он же актёр сам ответственен за свои провалы и сам пожинает лавры своих успехов. Он не сможет пенять на скупость продюсеров, студийную редактуру сценария и другие внешние факторы. В то время, как в России шесть режиссёров снимают куда менее интересное новогоднее кино про мам с в три раза большим бюджетом, «Праздник взаперти» – явление почти уникальное.
Денис Куклин
Успех рязановской «Иронии судьбы» предопределил для отечественных кинематографистов поджанр романтической комедии – новогодняя история. Конечно, не Рязанов её придумал, в США давно уже стала классикой «Квартира», а до неё, ещё в 1946 году вышла «Эта замечательная жизнь», в которой было всё то же самое, что и во всех новогодно-рождественских фильмах, только немного больше волшебства. Как ни странно, даже «Ёлки» повторяют ту же самую историю. Но почему «Праздник взаперти» оказывается симпатичнее «Ёлок»?
Наверное, дело в гламуре. Например, в надоевших гладких и ухоженных физиономиях Урганта и Слепакова, которых в «Ёлках» нам пытаются выдать за «простых парней». В «Празднике взаперти» герой не очень удачлив в жизни – несостоявшийся актёр, подрабатывающий Дедом Морозом. Он по сюжету попадает в квартиру Михаила Сорокина – менеджера неизвестного звена, зарабатывающего достаточно, чтобы провести уикэнд с любовницей в Париже. Но почему-то квартира Сорокина выглядит… нормально. Не как в кино, а как у менеджеров такого же звена в жизни – в квартире есть, например, и современные двери поставленные в изначально пустые проёмы, и старый красивый сервант, каких сейчас уже не делают (и – о боже мой! – книги). Создание неадекватно гламурных и кичливых интерьеров – одна из самых раздражающих особенностей российского кино. Вторая крайность тоже присутствует – создание атмосферы грязного подвала, где только что бездомный алкоголик зарезал приятеля. Вся Россия, судя по российскому кино, живёт в этих двух типах квартир. Почему-то у одного Ткачёва получилось выйти за эти пределы.
Галерея интересных и забавных персонажей, очень-очень много остроумных фраз, так и просящихся в народ, необычные повороты сюжета – фильм, будучи изначально вторичным, то тут, то там вдруг показывает свои свежие и оригинальные стороны, становясь немного больше тех, штанишек, которые ему назначил создатель.
Разумеется, как любой не-шедевр, «Праздник взаперти» можно поругать. Главная проблема – это местами ужасно плохие актёры. Причём, если вы видите кого-то, кто плохо играет, знайте, что его/её фамилия Ткачёв/Ткачёва. Таковы Лёля, племянница милиционера, брат Снегурочки. Разве что роль самого Сергея Ткачёва, была убедительна. И, опять же, разве это не издёвка над «старшими товарищами» – режиссёр Михалков в своём фильме играет русского царя, а режиссёр Ткачёв себе назначил роль парижского бомжа.
Режиссёр, он же сценарист, он же продюсер, он же художник-постановщик, он же композитор, он же актёр сам ответственен за свои провалы и сам пожинает лавры своих успехов. Он не сможет пенять на скупость продюсеров, студийную редактуру сценария и другие внешние факторы. В то время, как в России шесть режиссёров снимают куда менее интересное новогоднее кино про мам с в три раза большим бюджетом, «Праздник взаперти» – явление почти уникальное.
Денис Куклин
0 коммент.:
Отправить комментарий